Стенд развал-схождения или отвес и линейка – что лучше
Развалом называется угол между плоскостью, в которой вращается колесо, и вертикалью. В случае, когда колеса имеют наклон верхней стороной внутрь, данный параметр является отрицательным, и наоборот, когда верхняя часть колеса имеет наклон наружу – положительным. Главной задачей правильно выставленного наклона является снижение нагрузки на рулевое колесо, особенно при передвижении по неровному дорожному покрытию. Также благодаря ему обеспечивается максимальный контакт резины с дорогой. А значит повышается устойчивость автомобиля, его управляемость, и снижается интенсивность износа покрышек.
Схождение – это угол, образующийся между плоскостью, в которой вращается колесо, и направлением движения. В его функции входит компенсировать «увод», который возникает в случае отрицательного развала, что в значительной степени снижает износ резины. Если же параметры развала и схождения сильно нарушены, то эксплуатировать такое транспортное средство весьма небезопасно. Оба эти угла связаны между собой, поэтому их регулировка возможна только лишь в паре. Конечно, отрегулировать развал-схождение могут практически на любом СТО, но не всегда хочется обращаться за платной помощью. Поэтому попробуем собрать собственное приспособление.
Регулировка развал схождения и какое оборудование понадобится для регулировки
Доброго времени суток, уважаемые автолюбители! Одним из важнейших критериев надёжного и безопасного управления автомобилем на дороге является правильная регулировка развал схождения передних ведущих колёс авто.
Регулировка развал схождения колёс сегодня уже не является проблемой. Чуть ли не на каждом шагу сервисы, выполняющие развал схождение, оборудование в которых отвечает «последнему слову» техники. Оптические, компьютерные, лазерные стенды обещают выполнение процедуры развал схождения в считанные минуты и с максимальным эффектом.
Хотя, не факт, что на сервисе вам проведут профессиональную регулировку развал схождения. Оборудование есть, а вот с мастерами своего дела, порой возникают проблемы. Мало их, настоящих, квалифицированных мастеров, которые даже без стенда, смогут определить нарушение параметров развала схождения, дать заключение о имеющемся нарушении геометрии кузова и так далее.
Может быть именно поэтому, всё чаще и чаще в гаражах, автомобилисты проводят регулировку развал схождения своими силами с применением пусть и дедовского, но, тем не менее, точного приспособления. Существует прибор, развал схождение с применением которого, выполнялось всегда, до появления стендов. Это – телескопическая линейка.
Но, прежде, чем приступать к регулировке развал схождения своими руками, нужно знать параметры регулировки.
Параметры развал схождения автомобиля
Естественно, все они могут быть точно определены и распечатаны только в результате компьютерной диагностики, что исключено при самостоятельной регулировке. Но, знать о их существовании просто необходимо, а регулировка развал схождения своими руками предполагает изменение всего двух из них.
Camber (передний развал) – это угол наклона колеса авто относительно дорожного покрытия в вертикальной плоскости. Развал отрицательный, если верхняя часть колеса имеет наклон к центру автомобиля. Развал положительный, если наклон наружу.
Разность развалов – это разность развалов колес одной оси. Она не должна превышать 30′.
Partial Toe (переднее раздельное схождение) – угол между плоскостью, проходящей через центр колеса и продольной осью автомобиля.
Caster (продольный наклон оси поворота) – угол между вертикалью и осью поворота колеса. Разность кастеров колес (разность наклонов) не должна превышать 30′.
Знания этих параметров развал схождения вполне достаточно для того, чтобы провести регулировку.
Как самому отрегулировать развал схождение
Есть несколько вариантов регулировки. Например, с применением лазерного указателя. Этот вариант, по сравнению с телескопической линейкой, является более затратным по использованию приспособлений, в виде экранов.
Мы же, рассмотрим процесс регулировки развал схождения при помощи отвеса и телескопической линейки. Метод, который использовался в недалёком прошлом, и проверен на тысячах автомобилей.
Прежде, чем начать регулировку развал схождения
- покрышки колес одной оси должны быть одного размера и модели;
- все должны быть совершенно идентичны по параметрам: вылет, ширина, посадочный размер. Кроме того, они должны быть (очень желательно) штатными;
- определите положение руля при прямолинейном движении, и количество оборотов при повороте вправо и влево;
- все детали и должны быть в исправном состоянии. Это касается , отсутствия люфта в рулевом управлении, шаровых опорах, тяги и рычаги не должны иметь механических повреждений и т.д.;
- давление в колесах должно соответствовать параметрам производителя;
Материалы и оборудование для регулировки развал схождения своими силами
Площадка, на которой вы собираетесь проводить регулировку должна быть ровной, желательно чтобы была в наличии смотровая яма. Вам понадобится:
- штатный набор инструментов (гаечные ключи);
- мел;
- шнур-отвес;
- линейка;
- телескопическая линейка.
Проводим регулировку угла развала колес
Передние колеса выставляем в режиме прямолинейного движения. По диаметру колеса вверху и внизу делаете отметки мелом. Отвес прикладываем к крылу кузова, и измеряем расстояние от шнура до обода.
Прокатываем автомобиль вперед, чтобы колёса провернулись на 90 0 , и вновь проводим аналогичные измерения. Это делается для «чистоты» измерений с учетом отсутствия идеально ровных величин крыла и колеса.
При измерении разница в показаниях расстояний может быть в пределах ±3 мм. Записывайте результаты, полученные в ходе замеров.
Приступаем к регулировке. Для этого нужно снять колесо, отпустить болты крепления стойки амортизатора к поворотному кулаку. Сдвинуть поворотный кулак на расстояния, полученные в результате замера. Внутрь или наружу.
Угол развала отрегулирован. В обратном порядке всё возвращаем на место, и вновь проводим замеры.
У переднеприводных авто допустимая норма угла развала передних колес равна: -1/+1мм, у заднеприводных автомобилей +1/+3мм.
Проводим регулировку угла схождения колес
Условия регулировки и требования к автомобилю те же. Из материалов и оборудования нужны: мел и телескопическая линейка. Инструменты, соответственно.
На внутренней стороне покрышки делаете метки, вплотную к колесным дискам. Устанавливаете телескопическую линейку концами в метки на колесах. Совмещаете указатель на шкале с «0» и фиксируете шкалу.
При установке линейки следите за тем, чтобы она не касалась деталей и частей подвески и .
Прокатите авто вперед с таким расчетом, чтобы линейка сместилась назад, опять же не касаясь кузова и подвески. Проверка показания на шкале подскажет вам, как нужно отрегулировать рулевые тяги.
Показания расстояния между колесами стали меньше, значит, тяги нужно укоротить. Если больше, то удлинить. Регулировка длины тяг проводится муфтой.
Какие существуют углы установки колес автомобиля, порядок их проверки и регулировки
Движение машины по дороге может иметь различный характер. На поведение транспортного средства влияет много факторов, но в первую очередь оно зависит от конструкции подвески (амортизационной системы), размеров шин и их типа, а кроме того, от углов установки колес. УУК серьезно влияют на характер движения автомобиля, а также на срок службы деталей подвески и износ покрышек.
Чтобы передние колеса транспортного средства при качении испытывали наименьшее сопротивление, их вращение должно быть параллельным продольной оси автомобиля. Для повышения устойчивости машины на дороге и улучшения управляемости необходимо, чтобы они по отношению друг к другу и кузовной части были установлены под определенными углами.
В ходе эксплуатации ТС происходит постепенное изменение значений этих углов. Поначалу это никак не сказывается на качестве управляемости и езды, но когда они достигают критической величины, становится заметно, что машина не может сохранять прямолинейность траектории без постоянного подруливания. Кроме того, начинают неравномерно изнашиваться покрышки. Избежать этого поможет периодическая (каждые 20-30 тыс. км) проверка углов установки колес. Если установлено, что величины УУК не соответствуют заводским параметрам, их необходимо отрегулировать. Внеплановая проверка и, при необходимости, регулировка производится, если ходовая часть во время движения испытала сильный удар – такое чаще всего бывает, когда автомобиль, движущийся с большой скоростью, «влетает» в крупную дорожную выбоину.
Какие углы установки передних автомобильных колес существуют?
Регулируя установку передних колес, нужно учитывать значения трех углов: кастора, схождения и развала.
Кастор
Кастором называется угол продольного наклона относительно вертикали поворотной оси. Он может иметь положительное или отрицательное значение. Правильно выставленный кастор обеспечивает самостоятельный возврат передних колес в исходное положение после прохождения поворота и влияет на развал колес транспортного средства при повернутом руле.
Когда руль повернут в ту или иную сторону, туда же наклоняются и колеса, что обеспечивает стабильное положение машины, движущейся по дуге. Для автомобилей с ведущей задней осью значение кастора должно составлять порядка 10-12°, у переднеприводных этот показатель ставится в пределах 5-8°.
Схождение
Схождение, как и кастор, тоже может иметь положительное или отрицательное значение. Чем ближе к нулевой отметке этот показатель, тем с меньшим сопротивлением встречаются колеса автомобиля при качении.
Отрицательное схождение имеет место, когда точка пересечения продольных линий передних колес находится сзади машины. Этого не следует допускать, поскольку в таком случае снижается управляемость транспортного средства, оно хуже отвечает на движение руля, что становится причиной «рыскания» и может привести к неуправляемому заносу.
Если угол схождения передних колес положительный (их продольные линии пересекаются впереди ТС), автомобиль лучше откликается на движения руля, его вход в повороты происходит без затруднений. При регулировке задней оси тоже устанавливается положительное значение схождения. Это позволяет транспортному средству обрести дополнительную устойчивость при движении по прямой линии.
Если показатель схождения сильно отклоняется от нормального, протектор покрышек быстро изнашивается пилообразно. Если отклонение отрицательное, происходит ускоренный износ внутренней части, если положительное – внешней.
Развал
Угол с таким названием расположен между вертикалью вращения и плоскостью колеса транспортного средства. При наклоне колеса во внешнюю сторону развал будет иметь положительное значение, к центру машины – отрицательное. Если показатель развала отклоняется от нормы, следствием этого станет ускоренный износ протектора. К тому же, автомобиль при движении будет вести в ту сторону, где развал больше.
Как правильно регулировать УУК?
Если вы, заехав на стенд сход-развала, увидите, что мастер взялся за регулировку без предварительной подготовки – советуем отказаться от его работы, поскольку ничего толкового из нее не выйдет. Приступая к такой процедуре, как регулировка углов установки колес, сначала необходимо оценить техническое состояние машины. При этом проверяется:
- Наличие люфта в подшипниках ступицы и в руле.
- Исправность составляющих амортизационной системы.
- Наличие биения колесных дисков.
- Показатель воздушного давления в шинах.
Следует помнить, что проверять и регулировать УУК следует при полной разгрузке транспортного средства. Это значит, что из салона и багажника нужно предварительно убрать все лишнее, и мастер перед началом работы должен спросить об этом автовладельца. Если он этого не сделал, вряд ли его профессионализм находится на высоком уровне.
На последнем этапе предварительной подготовки рулевую рейку необходимо установить в среднее положение. Его вычисляют, вращая руль до упора из одной стороны в другую и считая общее количество оборотов. Полученное число делится пополам. Это значение как раз будет соответствовать середине. Если же этот этап был упущен, результатом могут стать различные радиусы поворота в левую и правую сторону. На комфорте управления это скажется не лучшим образом.
После завершения подготовки можно приступать к непосредственной работе с углами. Они регулируются в строго определенной последовательности:
- Кастор.
- Развал.
- Схождение.
Кастор, как и развал, может устанавливаться разными способами, выбор которых зависит от вида подвески. Конструкция многих моделей, даже столь известных, как BMW, вообще не предусматривает регулировки этих углов. Для регулировки схождения на любом автомобиле меняют длину рулевых тяг.
Заключение
Нередко автомобилисты экспериментируют с настройками УУК для различных целей, особенно если дело касается спортивных машин. Но если вы не владелец гоночного авто и не постоянный участник различных ралли, лучше отрегулируйте углы установки автомобильных колес согласно заводских настроек – это благоприятно скажется на управляемости и продлит срок службы шин и подвески.
Когда и для чего нужно делать развал схождение
Регулировка развала схождения проводится в условиях нашей реальности примерно каждые 15 – 20 тысяч километров пробега для отечественных автомобилей, и каждые 30 35 тысяч километров пробега для автомобилей иностранного производства. Но, это, так сказать, плановая проверка, а между тем, в ряде случаев следует производить проверку и регулировку сход развала и до положенного срока. Среди этих случаев можно отметить следующие:
- яма на дороге или иной жесткий удар по ходовой и подвеске;
- ремонт или замена шаровых опор, сайлентблоков, рычагов и так далее;
- ремонт рулевой рейки или замена наконечников рулевых тяг;
- высокая степень износа покрышек;
- проблемы с управляемостью автомобиля или удержанием его на прямой траектории движения;
- неоправданно быстрый износ покрышек;
- изменение дорожного просвета автомобиля;
Что же обеспечивает правильное выставление сход развала и кастора?
- более длительный срок службы покрышек;
- высокая степень управляемости машины в поворотах и виражах;
- стабильное поведение автомобиля на дороге;
- более высокая отзывчивость машины на команды руля;
- незначительное снижение расхода топлива;
Важность правильной установки развала схождения колес можно выразить двумя словами – безопасность и экономия. А потому, пренебрегать этой процедурой не стоит в любом случае.
Читайте также: Почему машину тянет влево или вправо когда отпускаешь руль.
Какой угол наклона пильного диска выбрать?
Исходя из перечисленных выше рекомендаций, можно привести общие параметры по углам наклона зубьев для разных материалов и работ:
- Резать материалы в продольном направлении лучше дисками с положительным углом заточки от 15 до 25 градусов.
- Поперечный рез лучше осуществлять при помощи дисков с положительным углом наклона зубчиков в 5-10 градусов.
- Для решения разноплановых задач купите универсальный диск – с наклоном около 15 градусов.
- Для максимально точного реза и контроля над инструментом выбирайте угол наклона около 0 градусов, но учтите, что эффективность уменьшится.
Кроме того, чем выше твердость материала, тем меньшим должен быть угол. Вы просто не сможете комфортно и безопасно распускать металлические листы диском с углом наклона зубьев более 10-15 градусов.
Регулировка схождения колес
Ставим автомобиль на ровную твердую поверхность. Выставляем руль прямо. Мелком наносим метки на левой и правой шине, как можно ближе к бортику шины.
Далее. Откатываем автомобиль вперед, чтобы колеса провернулись на 90 градусов и повторяем замер. Полотно линейки при этом переместится назад. Касаться кузова или элементов подвески линейка не должна.
Если углы в передней части колеса не соответствуют техрегламенту автомобиля, то регулируем схождение при помощи рулевых тяг.
Если спереди покрышки слишком сильно сходятся — Укорачиваем рулевые тяги. Если наоборот, спереди наблюдается более сильное расхождение, то удлиняем на немного рулевые тяги путем (методом) ослабления контргайки тяги, после чего регулируем ее длину самой муфтой.
После завершения работ не забудьте вернуть контргайку на место, в соответствии с инструкцией.
Компьютерные стенды развал схождения
Компьютерные
Принципиальное отличие и принцип действия данных систем:
- На колесных адаптерах размещены блоки с датчиками
- Они, по системам электронных уровней, понимают свое расположение в пространстве, относительно идеальной поверхность
- Далее информация передается на компьютер и им обрабатывается
- Компьютер формирует удобную, для визуального восприятия и проведения регулировок, систему таблиц, графических изображений и диаграмм
- Данные транслируются в реальном времени, что позволяет удобно и точно осуществить все необходимые регулировки
Далее речь пойдет о компьютерных стендах развал схождения.
Кордовые стенды
были одними из первых компьютерных сход развальных стендов. Представляет собой систему из двух или четырех (в зависимости от комплектации), колесных адаптеров с датчиками.
Кордовый стенд развал схождения
Связь между ними проводная, каждый датчик соединен проводом со следующим, помимо этого, каждый датчик связан проводом с компьютером. Таким образом, реализуется связь по проводному контуру.
Кстати говоря, контур бывает П-образный и замкнутый. Такой параметр существует на кордовых и инфракрасных стендах. П-образный контур, значит, что стенд определяет автомобиль, как две отдельные оси не связанные друг с другом соответственно не отображает осевых смещений. Стенды с замкнутым контуром позволяют измерять соосность и понимают угол смещения осей, относительно друг друга.
Минус такого стенда в том, что он не достаточно функционален для современных автомобилей. Так же наличие проводных соединений, которые подлежат износу, помимо этого, ваш бокс находится в паутине из десяти метровых проводов.
Пример подобного оборудования: стенды Российского производства Техновектор 4. Цены на 2017 год, от 250 000 до 350 000 руб., в зависимости от комплектации.
Инфракрасные стенды развал схождения
Инфракрасные стенды появились не за долго после кордовых. И работают по тому же принципу. Главное отличие в том, что в инфракрасных стендах, связь между датчиками осуществляется путем передачи сигнала, через инфракрасный порт.
Инфракрасный стенд развал схождения
Состоит он из четырех колесных датчиков с электронными уровнями, и отдельно стоящим компьютером. Датчики между собой связаны по инфракрасной связи, а связь датчиков с компьютером, может осуществляться по проводной связи, либо по вай фай.
Так же различаются по типу контура: П-образный и замкнутый. В продвинутых версиях инфракрасных стендов появилась возможность сделать процедуру компенсации биения дисков, методом прокатки. Что сэкономит ваше время, и ускорит обслуживание клиента, примерно минут на 15.
Пример подобного оборудования: Российские стенды Техновектор 5. Цены на 2017 год, от 280 000 до 430 000 руб., в зависимости от набора функций и типа контура.
3Д стенды развал схождения
3Д стенды. В данном виде стендов сход развала, все гораздо интересней. Состоит он из системы камер, которая располагается на стойке, перед ямой или подъемником. На колеса автомобиля закрепляются специальные мишени, с градиентным рисунком (шашечки).
3Д стенд развал схождения
Камеры видят рисунок на мишенях и передают информацию об изменениях на компьютер. Стенд понимает идеальный горизонт, ровность поверхности, на которой стоит автомобиль, параллельно видит углы расположения каждого колеса по отдельности и относительно друг друга.
Так же, любой 3Д стенд измеряет геометрию подвески и любые смещения, как осей целиком, так и колес по отдельности. Они обрабатывают в несколько раз больше информации одновременно и точность регулировки на них выше.
Минимизирован человеческий фактор, поскольку 3Д стенды оснащены пошаговым алгоритмом действия, и не позволяют перейти к следующему шагу, пока не выполнен текущий.
Плюсы работы на 3Д стенде:
- Максимальный охват клиентов
- Стенд производит измерения относительно сразу двух поверхностей идеальный горизонт и фактическая поверхности
- Параллельно видит углы расположения каждого колеса по отдельности и относительно друг друга
- Любой 3Д стенд измеряет геометрию подвески и любые смещения, как осей целиком, так и колес по отдельности
- Расширенный отчет
- Обрабатывают в несколько раз больше информации одновременно и точность регулировки на них выше
- Минимизирован человеческий фактор
- Компенсация биения дисков любым способом
- Долговечность, все «жизненно важные» элементы и электроника, расположены на расстоянии от места проведения работ. Не подвергаются механическим воздействиям
Это самые продаваемые и популярные стенды в России на 2016-2017 год. 3Д технология будет актуальна еще несколько десятков лет. И они только набирают популярность. Стоимость на примере Российского бренда: Техновектор 7. Цены на 2017 год, от 450 000 до 680 000 руб., в зависимости от типа стойки и количества камер. Подробнее о 3д стендах, и зачем нужны 4 камеры, читайте по ссылке.
3Д стенды развал схождения обладают самым широким спектром обслуживаемых автомобилей. Они хранятся в памяти стенда и периодически обновляются. Техновектор обновляет базу бесплатно, пожизненно.
В комплект стенда входят:
Система машинного зрения | 1 |
Компьютерная стойка | 1 |
Электронный блок | 1 |
Мишени с градиентным рисунком | 4 |
Самоцентрирующийся колесный адаптер (захват) | 4 |
Стопор руля | 1 |
Упор для тормоза | 1 |
Поворотная платформа | 2 |
Приемник пульта дистанционного управления | 1 |
Пульт дистанционного управления | 1 |
Руководство по эксплуатации | 1 |
Струйный цветной принтер | 1 |
При работе на любом стенде, помимо самого стенда, у вас должны быть: