Atrium96.ru

Кузовной ремонт авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автоматика для газовых котлов отопления: принцип работы энергозависимой и независимой систем, котлы по способу инсталляции

Автоматика для газовых котлов отопления: принцип работы энергозависимой и независимой систем, котлы по способу инсталляции

Газовые котлы только с виду одинаковые.

На самом деле они по-разному выводят продукты сгорания и греют воду, у них разные горелки и способы управления, в том числе рзличное устройство.

Разберёмся, что включает в себя автоматика для газовых котлов, принцип ее работы и какие бывают сами котлы.

Какие бывают неисправности газового клапана

Все поломки газового клапана условно можно поделить на две категории:

  • механические повреждения элементов;
  • нарушение электрики

Наиболее часто встречаются следующие неисправности:

  1. Нарушения питания электромагнитного устройства газового клапана. Найти место обрыва проводки можно с помощью амперметра. Поврежденные провода меняют, а контакты зачищают и затягивают.
  2. Засорение каналов частичками нагара и солями кальция из-за некачественного топлива. Проблему решают с помощью простой механической чистки.
  3. Поломка термопары по причине выгорания края. При этой поломке обычно требуется полная замена газового клапана. Когда термопара выходит из строя, прекращается подача тока на электромагнит, и котел не зажигается, либо прекращает работу совсем.
  4. Повреждение самого клапана или одной из его деталей. Устраняется путем полной замены.
  5. Замыкание электромагнитной катушки происходит из-за перегрева пластиковой втулки, на которую намотан электромагнит.

Любая поломка газового клапана может привести к аварии в отопительной системе. Вероятные причины поломок:

  • низкое давление топлива;
  • плохая тяга;
  • недостаток жидкости в системе;
  • утечка газа.

Все эти ситуации опасны для жизни людей. Поэтому так важна бесперебойная работа газового клапана, который в случае аварии срабатывает и перекрывает работу системы.

Обзор основных типов неисправностей с возможностью устранения своими руками

Некоторые виды поломок устраняются простой перенастройкой компьютерного блока или ручным регулированием соответствующих резервных болтов форсунок, редуктора и мультиклапана. Но в большинстве случаев для корректного исправления и смены агрегатов газового оборудования нужен немалый опыт и навыки специалиста по авторемонту, не говоря уже о необходимых инструментах. Таким образом, ремонт ГО предпочтительно совершить, воспользовавшись услугами профессионалов на качественной сервисной станции, лицензированной для работы с подобным оборудованием, или в сервисном центре поставщика ГБО или автомобиля: например, Газель с встроенным Ловато 4 поколения без труда починят на соответствующих станциях.

ловато 4 поколения

Мотор, работающий на аппаратуре любого поколения оборудования, может прийти в негодность несколькими способами, которые вызывают:

  • разгерметизацию;
  • проблемы с включением мотора;
  • неровные обороты во время холостого хода;
  • срыв плавного перехода на режимах нагрузки;
  • падение мощности движка и дерганое движение;
  • проблемы переключения с газа на бензин и назад (мотор глохнет, теряется мощность, растет потребление горючего);
  • высокий расход газа.

Разгерметизация

Базовая причина повышения потребления топлива, хлопков и рывков двигателя – потеря герметичности отдельных компонентов. Ее просто устранить своими руками, но непросто обнаружить без специальной диагностики, когда каждый датчик проверяется. Потеря герметичности может вызывать внутреннюю или внешнюю утечку, то есть потерю плотности и пропуск газа внутри системы питания. Характерна эта неприятность для запорных стыков типа клапан-седло у вентилей мультиклапана, встречается среди форсунок. Давление будет неуклонно повышаться.

клапан

Проблемой станет риск внешнего прорыва — такого допускать нельзя, слишком опасными могут стать переключение двигателя с газа на бензин и ремонт без предварительной подготовки и очистки остатков. Возможна забивка смолообразным мусором уплотнителей и прочих резиновых элементов, которые равнодушные к регулярному обслуживанию газового оборудования автовладельцы не прочищают и не заменяют каждые 50 тысяч километров пробега. Сама поверхность клапана может быть повреждена напрямую твердым осадком (сульфатные кристаллы, металлическая окалина и стружка).

Читайте так же:
Как регулировать рулевую колонку уаз патриот

Возможны также внешняя утечка или развитие внутренней, когда, переполнив саму топливную систему, газ прорывается наружу, падение непроницаемости топливопроводов (обрыв или повреждения шлангов и газовых магистралей, шовные трещины и сильные деформации баллона). Кроме риска возникновения пожароопасного момента, утечка опасна тем, что порции токсичного газа оказываются в салоне.

Все соединительные шланги и трубки делятся на две категории: с давлением повышенным (начиная с 1,6 МПа) и стандартным (0,2 МПа). В первом случае в автомобиле может существовать в сжиженном (от мультиклапана до попадания в испаритель) и рабочем состояниях (от редуктора до форсунок).

разгерметизация

Наиболее опасны потери газа именно в плотной фазе — ведь в этой фазе его масса в 200 с лишним раз превышает газообразную, и объемы произвольного выхода будут значительно большие.

Утечка

Следствие разгерметизации любого уровня — сложная и опасная проблема для ремонта, независимо от поколения оборудования и его производителя.

Компьютерные блоки ГБО более современных конструкций и ведущих производителей, например, Ловато имеют встроенную диагностику примерного отрезка утечки, работающую, сопоставляя данные датчиков, манометров, датчик уровня газа и выпускные предохранители на этот случай.

В сложных случаях остатки горючего автоматически удаляются через вентиляционную коробку, расположенную на крышке мультиклапана, в противоположную от салона сторону.
Тем, кто планирует устранять последствия разгерметизации своими руками, нужно учитывать конструкционные особенности и характер повреждений. Стык ниппелем или гайкой, который начал пропускать струйки газа, можно дополнительно затянуть, а если не помогает, то срезают его прямо с куском шланга и припаивают замену.

форсунки

Для конической резьбы (часто использует та же Газель) можно покрыть защитным слоем свинцового глета или специального клея-герметика. Соединение с резьбой или фланцем обычно достигает герметичности за счет использования резиновых прокладок. Обычно замены прокладки (которая регулярно изнашивается и теряет эластичность, дубеет) достаточно для продолжения полноценного функционирования. Шланг высокого давления рекомендуется заменить целиком, это неразборное соединение, а повышенная нагрузка на стенки выдавит любую заплатку. Паровая фаза попадается только в каналах редуктора, выходного штуцера форсунок, впускного коллектора и шлангов между ними. Во всех случаях починка своими руками газового оборудования полностью идентична, при этом проще диагностика: датчик здесь не один, и проблему локализовать можно детальнее.

Затрудненный запуск двигателя

Проблемы с заводом двигателя и хлопки в момент зажигания случаются, когда газово-воздушная смесь слишком бедна или богата одним из компонентов: слишком много газа во впускном коллекторе из-за проблем с запорами мультиклапана или редуктора и неплотности возвратного клапана смесителя.

Затрудненный запуск двигателя

Обеднение горючего провоцируется подсосом воздуха, поврежденным каналом впрыска газа и забивкой посторонним мусором шлюза холостого хода. В самом тяжелом варианте — датчик лямбда-зонда сломан. При тяжелых повреждениях ГБО и утечек из вывода редуктора или шланга, подающего на впрыск, давление падает настолько, что любая процедура прекращается, и мотор глохнет.

Проседание набора скорости и переключения передач, скачки на холостом ходу и повышенный расход газа с рывками в момент движения из-за неправильной настройки работы редуктора с помощью винтов или компьютерной программы подробно описаны в отдельной статье, освещающей работу по настройке системы. Требуется доскональная перенастройка всего контроллера, пока ничего страшного не случилось. Помимо разболтанной настройки, подобный симптом свидетельствует о том, что, возможно, датчик сломался, засорился, или протекает шланг, потеряна плотность возвратного клапана коллектора.

Читайте так же:
Регулировка и прокачка тормозов уаза

Падение оборотов

Провалы при нагрузке на двигатель после холостого хода и проблема с открытием дроссельных заслонок — также вина обедневшей топливной смеси.

дроссельные заслонки

Запаздывает подача газа, и начинается неравномерный впрыск из форсунок в инжекторы (проблема попадается, бывает на автомобиле марки Газель)? С этим можно справиться, если перерегулировать время отпирания обратного клапана в смесителе и ускорить запуск, подобрав оптимальные обороты. Но это только оттянет развитие неисправности в серьезную головную боль, ведь это нарушение работы запора мультиклапана, испарителя или коллектора: прилипание клапана к седлу, скопление маслянистого конденсата и аналогичные события затрудняют возможность открытия, оно замедляется.

Если пустить все на самотек, то могут наступить разгерметизация разгрузки коллектора из-за сильной разреженности и полная невозможность завести машину. Чтобы убрать провал, до конца разбирают и прочищают каждый клапан, седло и все узлы коллектора и мультиклапана, удаляют излишки конденсата на испарителе, проверяют разгрузку на непроницаемость пневматически и при негативном результате полностью заменяют.

Уменьшение характеристик движка в автомобиле связано с засорением внутренних фильтров, которые постоянно забиваются тяжелыми липкими примесями.

засорением внутренних фильтров

Также возможно замусоривание проходных газовых шлюзов мультиклапана и редуктора-испарителя, промежуточных магистралей и трубок. Все это ведет к обеднению смеси газа и воздуха и к недостаточности впрыска форсунок.

Компьютерные системы диагностики, которыми снабжены представители современного газового оборудования от 4 поколения и выше, позволяют диагностировать собственноручно как целиком систему любого автомобиля, будь то Газель или иной другой, состояние узлов по отдельности и довольно хорошо представлять себе характер затруднения еще до демонтажа и разборки. Если, конечно, не вышли из строя вшитый датчик или зонд, снимающий данные, — это уже относится к очень сложным поломкам, успешно работать с которыми могут только профессионалы. Ручную проверку, например, при не поддающемся запуску двигателе или представителе старого поколения ГБО проводят сжатым воздухом, регулируя давление по манометру и своими руками управляя ходом штока в редукторе, используя его как импровизированный датчик.

Это далеко не полный список того, что профессиональный, хорошо подготовленный механик, имеющий достаточный опыт и оборудование, может сделать с неисправным ГБО, однако мы постарались осветить наиболее характерные и актуальные проблемы, с которыми каждый день сталкиваются водители.

Типы датчиков тяги

Устройство реле различают по принципу функционирования камеры сгорания. Выделяют 2 вида конструкции: открытого и закрытого типа. В газовом котле с открытым видом камеры сгорания работает датчик тяги. Устанавливают его в дымоуловитель. Подача газа прекращается, если биметалл превысил норму расширения, разрывая контакт в цепи. Клапан реагирует на сигнал и перекрывает движение к запальнику.

Котлы с открытым типом камеры сгорания представляют опасность в виде обратной тяги. Она возникает если:

  • дымоход забит мусором и сором;
  • дует сильный порывистый ветер, который задувает систему.

В этом случае угарный дым втягивается из дымохода в комнату. На такие случаи датчик тяги не рассчитан, поэтому специалисты дополнительно советую устанавливать датчик загазованности. Это предотвратит возникновение несчастных случаев.

Читайте так же:
Регулировка давления масла в двигателе ваз 2106

В газовых котлах с закрытым типом камеры сгорания устанавливают пневмореле. Его работа заключается в контроле вентилятора, который создает принудительную тягу и способствует втягиванию продуктов горения в дымоход и вывод их на улицу.

Выделяют проводные и беспроводные датчики. Первые сигнализаторы требуют дополнительного монтажа к проводным соединениям. Беспроводные реле работают от радиосигнала. Такие датчики устанавливают в случаях, если контроль за работой прибора осуществляют из другого помещения.

Беспроводной сигнализатор состоит из 2 блоков. Первый устанавливают возле котла и подключают к его клеммам, а второй – в комнату, из которой производят управление оборудованием. Эти блоки связаны радиосигналом. Контроллер оснащен клавиатурой и дисплеем для удобства работы.

По осуществляемым функциям термостаты разделяют на простые и программируемые. Первые реле выполняют только одну задачу: отслеживать заданную температуру. Программируемые сигнализаторы могут выполнять функции, необходимые для анализа работы котла дистанционно:

  • настройка температурного режима для работы в дневное и ночное время;
  • программирование прибора по дням недели;
  • отслеживание влажности в помещении (в этом случае устройство дополнительно снабжают гидростатом);
  • поддержание заданного параметра влажности.

Датчик тяги газовой колонки: как работает, как проверить и отключить

Разновидность датчика тяги зависит от принципа работы газового котла

Неправильное расположение дымохода способствует задуванию ветра и затуханию горелки. Чтобы подобные случаи не возникали, специалисты советуют дополнительно устанавливать стабилизатор.

Экономии не бывает без первоначальных затрат

Сразу хотим сказать, что нельзя сэкономить, имея только желание. Закон сохранения энергии еще не отменяли, и если вы сэкономили, например, на утеплении дома, то эти теплопотери придется компенсировать лишним теплом. Также и с самой системой отопления — для регулирования температуры теплоносителя в радиаторах, воздуха в помещении, необходимы дополнительные приборы, которые в дальнейшем окупаются, и создают комфортные условия сразу после установки.

Экономичный водяной газовый котел

Часть энергоресурсов можно сэкономить при выборе газового котла. Старые нерегулируемые АОГВ сжигают намного больше газа чем современные котлы с развитой электроникой и автоматикой. Многие котлы имеют погодо-зависимую автоматику (читать ниже), которая также дает небольшую экономию и комфортные условия в доме.

На западе широко распространены коненсационные котлы. В конденсационном котле дымовые газы, которые содержат много водяного пара, охлождаютcя проходя через теплообменник при поступлении воды из обратной трубы. Пар конденсируется и его скрытая теплота добавляется к теплоте сгорания. Таким образом, достигается КПД выше 100 % (относительно аналогичного котла без конденсации) и , как следствие, ощутимая экономия энергии. В России такие котлы как правило дороже обычных и поэтому пока большого распространения не получили.

Еще одна возможность иметь небольшую экономию — работа газового котла с низкой температурой теплоносителя (низкотемпературные системы) — примерно 50-60 град.С. В таких системах котлы работают как правило на теплые полы, но и хозяевам домов с обычным радиаторным отоплением не стоит забывать, что при более низких температурах теплоносителя — тепловые потери меньше.

Применение автоматики и регулирования в системах водяного отопления

В большинстве частных домов России системы отопления работают на базе автоматики котла. То есть, хозяева выставляют необходимую температуру теплоносителя в трубах, например 65 град.С., и котел поддерживает ее. Чем дома теплее, тем вода в системе отопления меньше остывает, и котел включается реже. Но такая система отопления не экономно расходует энергоресурсы и не создает автоматически комфортные условия в доме.

Читайте так же:
Ваз помпа зазор регулировка

Датчик наружной температуры и погодная компенсация

Во многих современных котлах уже имеется погодо-зависимая автоматика, хозяевам таких систем необходимо только приобрести датчик наружной температуры (от 800 руб.) с кабелем необходимой длины, подключить к котлу и произвести необходимые настройки.

При присоединении к котлу (контроллеру системы управления) датчика уличной температуры активируется погодозависимая автоматика и котел сам регулирует температуру на подаче в систему отопления по установленной регулировочной кривой. В этом случае потребитель получает повышенный комфорт и экономию газа благодаря учету реальных погодных условий.

Комнатный термостат и программируемый недельный термостат

Комнатный термостат Siemens

Комнатный термостат служит для того, чтобы обеспечивать в помещении постоянную заданную температуру. Он работает по принципу отключения котла при достижении нужной температуры в помещении и его включения при уменьшении температуры. Потребитель получает простое и надежное средство управления климатом в помещении.

При присоединении к котлу комнатного термостата потребитель может забыть о котле как таковом. Все что ему необходимо – это установить при помощи термостата необходимую температуру в помещении. После этого котел начинает работать полностью в автономном режиме, автоматически поддерживая заданную температуру.

Программируемый недельный термостат Siemens

Такое простое устройство, как обычный комнатный термостат, экономит от 10-15 % потребляемого газа. Это происходит за счет более точного поддержания температуры в помещении и за счет уменьшения количества включений-выключений котла. Недаром, например, в Италии, в нормативных документах обязательным требованием является использование комнатного термостата.

Комнатный термостат может быть как обычным, так и программируемым. С помощью программируемого недельного комнатного термостата возможно устанавливать в помещении различные температуры в течение дня и недели. Например, снижение температуры всего на 2 градуса в течение пяти часов за день (на время отсутствия людей) сразу приводит к экономии как минимум 10 % потребляемого газа.

При длительном отсутствии людей возможно запрограммировать смену климатической программы и в доме будет поддерживаться минимальная необходимая температура (10-12 градусов). А к выходным термостат автоматически нагреет дом до комфортной температуры.

Таймер (реле времени)

Таймер используется для системы отопления или для системы горячего водоснабжения (ГВС). Он служит для того, чтобы программировать режим работы системы отопления или бойлера ГВС в течение суток или недели. При работе на систему ГВС таймер выключает подогрев воды в бойлере в ночное время и во время отсутствия людей в доме. Это также приводит к экономии расхода газа. Данная функция может использоваться для котлов со встроенным бойлером или с отдельно стоящим накопительным бойлером ГВС. При отключении таймером насоса ГВС также экономится и электро энергия.

Терморегулирующие головки

Радиаторный терморегулятор состоит из вентиля и терморегулирующей головки.

Термостатическая головка измеряет температуру в комнате и механическим способом регулирует поток теплоносителя через установленный на радиаторе термостатический вентиль. Собственно, термостатический вентиль на радиаторе выполняет ту же функцию, что и обычный вентиль (кран), т.е., позволяет регулировать поток воды через радиатор.

Терморегулирующая головка с вентилем — являются одним из простых элементов системы автоматики. Они позволяют уменьшать температуру в отдельно взятом помещении без снижения температуры во всей системе отопления. Набольшую эффективность термостатические вентили проявляют в помещениях с различными внешними источниками тепла (холода):

  • Уменьшение теплоотдачи радиатора при нагреве комнаты солнечным теплом (например, на южной стороне здания)
  • Уменьшение теплоотдачи радиатора при присутствии в нем большого количества людей (гостевые комнаты)
  • Использование полной мощности радиатора в случае открытия окна для проветривания
Читайте так же:
Как отрегулировать температуру воды в газовой колонке аристон

Применение автоматических термостатических головок не обязательно для всех радиаторов отопления одной системы, возможна установка только в тех помещениях, где от них будет максимальная эффективность. Применение термостатических регуляторов с чугунными радиаторами — нежелательна, в связи с высокой энерционностью (временем остывания и нагревания) чугунных радиаторов.

Котел со встроенной автоматикой

Выносная панель котла Baxi

Отдельно скажем несколько слов об одном из самых популярных котлов, представленных компанией BAXI — настенный газовый котел третьего поколения Luna-3 Comfort.

Основная изюминка котлов серии Luna-3 Comfort — это съемная цифровая панель управления, являющаяся также и датчиком комнатной температуры. Выносная конструкция панели управления позволяет устанавливать ее в любом удобном месте дома, коттеджа.

Цифровая панель управления не только позволяет легко настраивать и мгновенно диагностировать котел, но и запоминает последние ошибки в работе системы. Температуру помещения и температуру горячей воды можно устанавливать непосредственно на выносной панели управления. Управление котлом стало более лёгким благодаря четкому отображению всей информации на широком ЖК-дисплее и кнопкам регулирования температуры.

Выносная панель управления также снабжена двухуровневым недельным таймером и выполняет функции программируемого комнатного термостата. Это позволяет задавать температурный режим на всю неделю, тем самым, обеспечивая рациональный расход энергоносителя. Панель управления может быть установлена непосредственно на стену, или в стандартную встраиваемую монтажную коробку для выключателей света.

Регулятор температуры для котла отопления своими руками

Заводское оборудование для управления котловым оборудованием, которое представлено в специализированных магазинах, надёжно и претензий у домовладельцев не вызывает. Но стоит оно дорого, что не устраивает тех домовладельцев, кто хоть немного разбирается в электротехнике или электронике. Имея даже базовые знания в этих областях и понимая, как должно функционировать оборудование, можно собрать и подключить его к котлоагрегату самостоятельно.

Однако сделать сложный программируемый терморегулятор для котла отопления под силу далеко не каждому. Кроме того, для такого прибора потребуется купить дорогие комплектующие, которые легко вывести из строя при малейшей ошибке. Новичку, который разбирается в электронике поверхностно, следует начать с какой-нибудь простой схемы, собрать и запустить её в работу. Комплектующие для неё, как правило, стоят недорого и их повреждение не приведёт к каким-нибудь серьёзным тратам. Достигнув положительного результата, можно замахнуться на что-то более серьезное.

Схема изготовления регулятора температуры для котла отопления

Перед началом сборки необходимо определиться, какие элементы использовать. Перечень необходимых расходников можно составить по принципиальной схеме регулирующего устройства. В общем случае набор комплектующих включает в себя:

  • элемент, измеряющий температуру;
  • блок обработки (набор микросхем или транзисторов), сравнивающий установленные значения с полученными;
  • исполнительную часть, выдающую команду на включение или отключение котла.

К сведению!

В интернете в открытом доступе представлены различные схемы терморегуляторов, доступные для сборки как новичкам, так и продвинутым электронщикам.

Пошаговая инструкция

Лучшая схема для новичка — вариант с использованием стабилитрона. Последний представляет собой полупроводниковый диод, пропускающий ток лишь в одну сторону, с управляющим выводом. Пока на последний контакт подаётся напряжение, элемент находится в открытом состоянии, подавая сигнал на включение котла. Для сборки схемы понадобятся:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector