Ремонт рулевой рейки ВАЗ
Ремонт рулевой рейки ВАЗ
Рулевая рейка, доставляет немало хлопот владельцам переднеприводных ВАЗов, часто увеличенные люфты в ней, является источником постоянных стуков и плохой управляемости автомобиля. Типичными неисправностями рулевой рейки без гидроусилителя, на автомобилях ВАЗ (2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112,2113,2114,2115, Калина, Приора), являются:
- стук при движении (в основном с правой стороны);
- увеличенный люфт рулевого колеса (как следствие, виляние автомобиля на скорости, невозможность выставить «развал – схождение», увод автомобиля в сторону);
- «закусывание» рулевого вала (трудности с управлением, вероятность заклинивания руля на ходу);
- износ внутренних частей рейки и так далее;
Существует несколько вариантов исправления проблемы с рулевой рейки:
- регулировка;
- замена ремонтного комплекта;
- замена целиком всего узла;
Регулировка позволяет устранить люфты, и на некоторое время восстановить работоспособность рейки. При сильном износе внутренних валов, регулировка не может убрать люфты («тугой руль»), и необходимо поменять рем комплект. Целиком, рулевую рейку, обычно меняют при деформации или нарушении целостности корпуса.
Принцип действия
Рейка работает очень просто: вращательное движение от руля передается через эластичную муфту с валом шестерне, которая за счет зубчатого соединения смещает рейку. Рулевые тяги, расположенные на шарнирном креплении, отвечают за поворот колесных ступиц.
Как разобрать и снять
Чтобы произвести ремонт, нужно демонтировать деталь из автомобиля. Процесс снятия следующий:
- Поставить машину на ровную поверхность, зафиксировать ручником.
- Поднять оба передних колеса при помощи домкрата и снять их.
- Отсоединить клемму АКБ (-).
- С водительской стороны в салоне, где педали, имеется стопорный болт, который нужно открутить.
Внимание! Если ВАЗ-2114 или 2115 оснащен адсорбером, нужно демонтировать, так как элемент мешает в процессе.
- Открутить гайки рулевых наконечников.
- Демонтировать наконечники. Рекомендуется использовать съемник, чтобы не повредить резьбу.
- При помощи специального средства очистить хомуты рейки от грязи и ржавчины, подождать.
- Открутить гайки хомутов.
- Направив механизм вправо, демонтировать его.
- При снятии наконечников нужно обратить внимание, на сколько витков завернуты гайки, чтобы при установке не было проблем.
Чтобы разобрать механизм, нужно:
- Демонтировать пыльник справа, а также стопорное кольцо.
- Аккуратно обрезать хомуты, которые крепят чехол (при сборке будут нужны новые).
- Снять чехол.
- С другого конца рейки демонтировать опору из металла и пыльник.
- При помощи ключа с 8 гранями выкрутить гайку упора, снять пружинку, стопорное кольцо (удобно использовать отвертку).
- Выпрессовать упор, демонтировать уплотнитель щитка, достать пыльник шестерни и шайбу.
- Из картера убрать шестерню с подшипниками, снять деталь с вала.
- Ключом с индексом «14» и рычагом к нему достать шестерню, ухватившись за лыску.
- Демонтировать рейку из картера, лишь наклонив последний элемент.
- Поменять старую втулку на новую, установить демпфирующие кольца (их остатки убрать).
- Демонтировать стопорное кольцо с червяка (удобно использовать плоскогубцы), выпрессовать подшипник.
- Снять игольчатый подшипник (нужен съемник).
Внимание! Некоторые подшипники вытаскиваются с трудом. Проще всего извлечь при помощи щипцов, предварительно разрубив, затем заменив новыми.
Что понадобиться для ремонта
Перед тем, как приступать к ремонту, приобретается ремкомплект. Он может быть малым и включать только втулки, сальники, пыльники и т. д. Есть и большой ремкомплект, в который входит также рейка. Фирм, выпускающих такие ремкомплекты очень много, поэтому какую из них выбрать – решать владельцу. Но лучше все же выбрать производителя, который является официальным поставщиком запчастей на автозавод.
Чтобы произвести ремонт, потребуется не так уж и много:
- Набор ключей рожковых;
- Отвертки;
- Ветоши;
- Смазка;
- Ремкомплект;
Разборка
Если вы решили провести обслуживание своими руками, то разбирать ее следует по порядку:
- Срезаем или перекусываем пластиковые хомуты, которые находятся по бокам защитного кожуха. Снимаем его и осматриваем на наличие разрывов или трещин.
- Боковые защитные колпаки крепятся также на хомуты. Проводим аналогичную процедуру и снимаем их.
- Откручиваем восьмигранным ключом на 17 регулировочный винт.
- После вынимаем уплотнительное и стопорное кольцо, пружинку и упор. Проверяем упор на наличие задиров и прочих повреждений, так как его состояние напрямую зависит на работоспособность.
- Теперь нам необходимо снять пыльник рулевого механизма. Он плотно сидит на корпусе и не имеет каких-то специальных креплений.
- Вынимаем стопорную шайбу и откручиваем гайку подшипника. Затем вынимаем уплотнительные кольца. После вал рулевого механизма.
- Проверяем состояние подшипника. В случае износа сбиваем его при помощи надставки или аккуратным ударом молотка. Новый подшипник запрессовываем с помощью тисов или пресса.
- После проверяем состояние игольчатого подшипника. Вынимаем его отверткой, аккуратно приподнимая.
- Достаем саму рейку из корпуса. Очищаем от старой смазки и осматриваем состояние.
- Последним шагом демонтируется втулка. Для этого отверткой сдвигаем ее с посадочного места и после этого она легко снимется.
На этом разбор и осмотр элементов на повреждения закончен и можно приступать к обратной сборке механизма.
На видео показан ремонт рулевой рейки ВАЗ 2114 своими руками:
Также ознакомьтесь
- Если съемника рулевых тяг при себе нет, можно использовать молоток и мощную монтажку.
О снятии и замене наконечника рулевой тяги можно прочесть в этой статье
- Выкрутить гайки, которые фиксируют рулевую рейку.
- Извлечь рейку справа.
- Снять рейку со шлицов. Обычно это не вызывает сложностей.
- После снятия рейки с наконечниками, выкрутить наконечники, посчитать количество винтов. Благодаря этому после замены получится комфортнее добраться до станции техобслуживания.
- На новой рейке открыть боковые заглушки. Заполнить отверстия литолом.
- В момент прикручивания наконечников важно не перепутать стороны, потому что левый отличается от правого.
- Для установки новой рейки нужна будет чья-то помощь. Вернуть рейку обратно, наживить крепления справа. Напарник должен оказать помощь при попадании в шлицы рулевого карданчика. Для разжима хомута вбить в него зубило. После этого шлицы войдут проще.
Стоит ознакомиться:
- На рейке есть специальная проточка, в которой должен быть установлен стопорный болт.
Сборку выполнить в обратной последовательности. После того, как рулевая рейка ВАЗ 2115 заменена, сделать регулировку развал/схождения.
Замена рамы может немного отличаться в зависимости от марки. Однако это касается только нескольких мелких деталей, общая последовательность в большинстве случаев аналогична.
Подготовительный этап
Во-первых, автомобиль необходимо как следует обездвижить. Для этого необходимо вручную затормозить автомобиль и поддержать задние колеса.
Дальнейший порядок действий следующий:
- Установите руль в нулевое положение.
- Слегка ослабьте колесные гайки.
- Поднимите одну сторону автомобиля и слегка приподнимите.
- Снимите колесо и поместите опорную балку или аналогичный предмет под шасси.
- Повторите то же самое (без шага 1) с другой стороны машины.
После завершения всех подготовительных работ автомобиль должен стоять на опорах с отвинченными передними колесами. Этот предмет облегчит вам дальнейшую работу.
Как снять
Первый шаг — выяснить, какой тип зубчатой рейки и шестерни подходит к вашему автомобилю.
- гидравлический;
- электрическая опора;
- механика.
Тип устройства, которым оснащен ваш автомобиль, повлияет на то, как вы будете двигаться. Если автомобиль оборудован механической направляющей, удалите все загрязнения с болтов перед отсоединением наконечников. Поможет металлическая щетка и очиститель WD-40. Перед тем, как снять ухо, снимите зажимы с будильника (если есть) и газовой пружины, затем осторожно отодвиньте устройства в сторону.
Тогда последовательность действий следующая:
- Слегка ослабьте крепежные винты на поперечине. Это устройство находится внутри автомобиля, под педалью тормоза. Снимите коврик и поднимите штангу. Поперечина крепится к шлицевому фланцу, который прикручивается гайкой. Откручиваем.
- Откройте капот двигателя и отверните гайки крепления хомутов рулевой тяги.
- Все, подставку ничего не держит, она съемная. Возьмитесь за чехол и осторожно потяните на себя. Может оказаться, что это действие не принесет желаемого результата. Иногда это случается, чаще всего из-за заклинивания зазора. Ударьте по детали молотком, но не слишком сильно. Это должно помочь.
- Освободив устройство от монтажного оборудования, протяните руку через отверстие в колесе.
Часто специалисты и мастера предлагают приварить эту деталь на месте. Но лучше ввести правило, что сварка, переделка, переделка рулевого механизма и тормозной системы категорически запрещены. Причем заменить кронштейн довольно просто. Например, на отечественных автомобилях типа ВАЗ 2108-2109 всех модификаций кронштейн приваривается к кузову точечной сваркой. Иногда такое крепление выходит из строя и рама перестает прилипать к корпусу, кронштейн практически свободно болтается.