Противотуманные фары: как и когда их правильно использовать
Противотуманные фары: как и когда их правильно использовать
Если нет возможности отложить путешествие, а за окном разбушевалась стихия, не забывайте вместе с ближним или дальним светом включать противотуманные фары. В условиях ограниченной видимости с дополнительным освещением легче ориентироваться на дороге. Противотуманки спасут и в дождь, и в снег, помогут держать полосу и контролировать дорожную разметку. Их свет пробьет толщу тумана и сделает движение безопасным, а путешествие – комфортным. Источник статьи https://avtoshark.com/
Виды оптики
Противотуманные огни подразделяются на несколько типов:
- штатные,
- универсальные,
- линзовые,
- лазерные противотуманки.
Заводская оптика монтируется на автомобили в высоких комплектациях и соответствует всем требованиям. Включение оптики возможно только при активном ближнем свете или габаритах. Для настройки угла луча используется специальный барашек, который находится на корпусе.
Универсальные огни требуют самостоятельной установки, подключения и настройки. Для крепления используются металлические держатели, которые прикручиваются к бамперу или усилителю кузова. При выборе оптики доверять стоит только известным производителям: это фары Hammali, Hella, Osram, PIAA, Wesem, Morimoto. Неизвестные китайские изделия плавятся при долгом использовании и плохо поддаются настройке.
Линзованные фары устанавливаются в редком случае и способны выдавать мощный луч света, который пробивает туман и освещает обе обочины. Для самостоятельной установки существуют комплекты с крепежами, кнопкой и проводами.
Лазерные варианты устанавливаются на задний бампер и используются для обозначения автомобиля в условиях недостаточной видимости.
Перед покупкой оптики нужно определиться с местом монтажа, измерить бампер и записать примерные габариты изделия.
Схема установки противотуманных фар
Как уже упоминалось, подключение противотуманных фар должно производиться по определенным правилам. В первую очередь это затрагивает вопросы их установки и расположения на автомобиле. Места для фар строго определены, где их можно ставить – показано на приведенном рисунке
На современных автомобилях, вопрос выбора места установки, практически не должен стоять. На большинстве машин, на бампере, изготовителем предусмотрены места для ПТФ, чаще всего такие фары ставят на автомобили комплектации люкс. Если в моделях другой комплектации фары отсутствуют, то на этих местах стоят заглушки. Вместо них можно самостоятельно выполнить монтаж противотуманных фар.
Схема подключения противотуманных фар
Сразу отметим, наиболее простой схемой подключения ПТФ является подключение туманок от АКБ через выключатель. Каждая противотуманная фара имеет 2 контакта для питания ламп.
На обеих фарах 1 такой контакт соединяется при помощи провода в цепь, после чего присоединяется на массу или на металлические части кузова авто путем прикручивания к корпусу болтом. Однако на деле оптимально провести этот провод до самой АКБ и соединить с минусовой клеммой аккумулятора.
Далее контакты реле проводами через предохранитель подсоединяют к «+» аккумулятора, а также к «-» АКБ или к массе авто. Также к плюсу аккумулятора через выключатель и предохранитель осуществляется подключение соответствующего контакта.
Что касается кнопки включения ПТФ, такую кнопку размещают на панели приборов в салоне авто в любом удобном месте. Также если машина имеют версию с ПТФ, можно купить штатный выключатель.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется подключение магнитолы своими руками. Из этой статьи вы узнаете, как самому поставить и подключить автомагнитолу, а также что нужно учитывать при установке и подключении магнитолы в автомобиле.
Реле устанавливается на монтажной плате, предохранитель устанавливается в блоке (в свободный разъем). Главное, реализовать правильное подключение и защиту цепи ПТФ при помощи реле и предохранителей.
- Второй вариант, когда схема подключения противотуманных фар предполагает подключение к «плюсу» через замок зажигания, считается более сложным. Фактически, от кнопки включения ПТФ цепь прокладывается не через предохранитель на АКБ, а на любой провод, где есть напряжение при включении зажигания.
На практике, это позволяет избежать ситуаций, когда водители забывают выключить противотуманки при незаведенном моторе, что становится причиной разряда АКБ. Еще добавим, чтобы выполнить требование правил касательно включения туманок только вместе с габаритами, кнопку ПТФ обычно подсоединяют к выключателю наружного освещения. Данное решение позволяет реализовать подключение ПТФ с учетом всех правил и требований ПДД.
Как подключить противотуманки
Проще всего подключать противотуманные огни, если автомобиль оснащен штатной проводкой. При ее отсутствии придется вручную прокладывать токопроводящие элементы. Вариантов два – через реле и через кнопку.
Через реле
Чтобы установить ПТФ через реле, понадобятся следующие инструменты:
- клеммник;
- кусачки;
- ножик;
- плоскогубцы.
Параллельно надо взять гофру, термоусадку, изоленту и клеммы. Последовательность подключения следующая.
- Найдите свободное место под установку реле. Закрепите его там, где можно получить свободный доступ для ремонта или замены.
- Выделите место для установки кнопки.
- Отмеряйте длину проводов питания. Ее должно быть достаточно для свободной прокладки без натяжки.
- Установите 10-амперный предохранитель и от 30-го контакта протяните готовый провод к плюсовой клемме аккумулятор.
- От 85-го контакта выведите провод для кнопки включения.
- Соедините реле с массой, используя 86-й контакт.
- Установите противотуманки на бампере.
- Подайте минусовый провод с кузова и плюсовой – с 87-го контакта.
- Проверьте работу освещения.
Через кнопку
Кнопка должна получать напряжение с любого 12-вольтного провода. Как правило, питание берется с плюса габаритных огней. Может подойти проводка системы зажигания.
Подключить сами фары просто. По проводу красного цвета подается плюсовое напряжение, черного – проходит масса, прикрученная к кузову.
Бортовое электрооборудование Citroen Xantia ( с 1993 года выпуска)
По многочисленным просьбам друзей с нашего форума публикую статью связанную с предохранителями автомобиля “Ситроен Ксантия”.
Из-за того что автомобиль был выпущен достаточно давно и во время эксплуатации жгуты проводов могли прийти в негодность, то при устранении какой либо причины связанной с неисправностью электрооборудования автомобиля особое внимание обращайте на состояние электропроводки. Времени с начала выпуска этой некогда популярной модели прошло уже достаточно.
Так же как и с другими машинами выпуска начала девяностых годов прошлого века, так и “оригиналов” для Ксантии становится всё меньше и меньше, но во-первых автомобили надежно сконструированы и добротно сделаны, во-вторых эксплуатация в относительно теплой Европе с ровными дорогами наносит минимум ущерба для пневмоподвески , ну и в-третьих: азиатские производители запчастей выпускают достаточно аналогов для снятых с конвеера автомобилей.
Тип электрической системы автомобиля “Citroen Xsantia” – 12-вольтная, с заземлением по отрицательному полюсу.
Как и у большенства автомобилей концерна PSA/ Peugeot-Citroen запчасти Пежо взаимозаменяемы с запчастями Ситроен. Естественно я говорю это не для того, чтоб тупо менять запчасти предназначенные для Ситроен на Пежо, а лишь для того, чтоб Вы знали это.
Ниже приведу список установленных на Ситроен Ксантии предохранителей и информацию по лампам , т.к. возможно это кому нибудь пригодится.
Блоков предохранителей у Ситроен Ксантия два. Один находится в салоне под панелью, второй – под капотом.
Расположение предохранителей в монтажном блоке, расположенном под панелью приборов
№ предохранителя – Расчетная сила тока в Амперах – Защищаемый контур или контуры
F1 – 10- Радиоприемник и СD-проигрыватель (через выключатель зажигания, либо непосредственно от батареи, в зависимости от положения предохранителя)
F2 – 5 – Панель управления противоугонной системы, реостат управления интенсивностью подсветки приборов, контрольная лампа включения ходовых огней, датчик уровня жидкости омывания стекол, реле автоматического подогрева
F3 – 10 – Огни заднего хода, вентилятор системы охлаждения, диагностический разъем
F4 -5 – Левый боковой габаритный огонь, правый задний габарит, контрольная лампа включения ходовых огней
F5 – 15 – Система контроля за температурой охлаждающей жидкости
F6 – 10 – ABS
F7 – 20 – Реле клаксона, компрессор клаксона
F8 – 30 – Шунт подачи питания F25/F15
F9- 5 – Приборы, правый боковой габаритный огонь, левый задний габарит
F10 – 30 – Электропривод задних стекол
F11 – 30 – Верхний люк
F12 – 10 – Отопитель, К/В, темпостат, гидроактивная подвеска, система противоугонной сигнализации, сирена противоугонной сигнализации, приборы
F13 – 10 – Фаркоп
F14 -40 – Электропривод регулировки положения сидений
F15 – 20 – Подогрев сидений, светодиод противоугонной сигнализации, подсветка багажного отделения, таймер задержки отключения освещения салона
F16 – 20 – Передний прикуриватель (через замок зажигания, либо непосредственно от батареи, в зависимости от положения предохранителя)
F17 – 15 – Подача питания в систему противоугонной сигнализации
F18 – 10 – Задние противотуманные фонари
F19 – 5 – Подсветка прикуривателя и замка зажигания
F20 – 30 – Подача питания к вентилятору отопителя
F21 – 30 – Единый замок
F22 – 20 – Задний стеклоочиститель
F23 – 10 – Выключатель обогрева заднего стекла, выключатели обогрева сидений
F24 – 30 – Очиститель ветрового стекла, ходовые огни, АТ
F25 – 5 – Память радиоприемника, часы, диагностический разъем, СD-проигрыватель или вентилятор системы охлаждения, дистанционное управления системы единого замка
F26 – 15 – Выключатель аварийной сигнализации
F27 – 30 – Обогрев заднего стекла, обогрев зеркал заднего вида (подача питания)
F28 – 15 -Управление электроприводом верхнего люка, изолятор заднего стеклоочистителя, указатели поворотов, приборы, контрольной лампы торможения и износа тормозных колодок, ABS, темпостат
F29 -30 – Электропривод передних стеклоподъемников
F30 – 15 – Штурманские лампы, подсветка туалетного зеркальца, подсветка вещевого ящика, переключатель управления функционированием электроприводом зеркал заднего вида, телефон
Установка противотуманных фар своими руками
В процессе установки противотуманных фар придется осуществить несколько этапов:
- установка фар в бампер,
- протяжка проводов,
- подключение реле и предохранителя,
- монтаж кнопки или замена ручки переключения поворотов и света фар.
Каждая модель автомобиля имеет свои особенности, поэтому заранее необходимо выяснить нюансы подключения ПТФ на автомобильных форумах или у коллег с аналогичными машинами. Начинать работу по установке противотуманок в машину следует с отсоединения минусовой клеммы аккумулятора.
Установка противотуманных фар в передний бампер
Многие автомобилисты на данном этапе сталкиваются с проблемой снятия бампера. Облегчить задачу поможет смотровая яма или подъемник. Вот несколько простых советов, которые облегчат установку ПТФ в передний бампер:
- Предварительно нужно подготовить место, куда снятый бампер можно будет положить.
- Не нужно спешить и сильно дергать бампер, иначе пластик может треснуть.
- Когда бампер будет снят, необходимо аккуратно вырезать отверстия в соответствующих местах под установку противотуманных фар. Лучше делать эту операцию, начиная с малого отверстия, постепенно подгоняя его под размер каждой фары (так удастся избежать образования щелей, через которые в ПТФ будет в дальнейшем проникать влага и пыль).
- К некоторым противотуманкам продаются специальные декоративные заглушки, которые подбираются по модели автомобиля и даже по цвету бампера. При наличии таких заглушек, процесс подгонки отверстий в бампере под противотуманные фары намного упрощается.
- Далее останется прикрутить к бамперу крепления, а затем с их помощью закрепить и сами фары.
Когда обе противотуманки будут установлены на места, после монтажа бампера на автомобиль, к ним подключаются разъемы проводов питания.
Протяжка проводки для подключения ПТФ
От кнопки или ручки включения противотуманных фар нужно протянуть провода к блоку предохранителей. Для этого понадобится несколько проводов длиной от 20 см до 1,5 м (в зависимости от схемы подключения и особенностей конкретного автомобиля).
Смысл подключения достаточно простой: выключатель должен включить реле, которое в свою очередь замкнет цепь питания и подаст напряжение на противотуманки. Эту работу проще всего выполнить по универсальной схеме, подходящей практически для любой марки авто (см. видео выше).
На машинах, имеющих заводскую подготовку для подключения ПТФ все намного проще. В ином случае, проводку придется проложить самостоятельно.
- Плюсовые контакты каждой фары соединяются между собой, а затем одним общим проводом подключаются к соответствующему реле цепи питания, согласно схемы подключения ПТФ.
- Минусовой контакт каждой противотуманной фары соединяется с кузовом или шасси автомобиля. Место соединения должно быть хорошо зачищено от краски, ржавчины и грязи.
- Все дополнительные провода лучше зафиксировать к элементам кузова или другой проводке пластиковыми хомутами или изолентой.
Ну а вставить в соответствующее посадочное гнездо реле и предохранитель большого труда не составит.
Монтаж выключателя противотуманных фар
В зависимости от модели автомобиля противотуманные фары могут включаться отдельной кнопкой в блоке управления включением-выключением света автомобиля или же ручкой включения указателей поворотов и фар.
В последнем случае необходимо будет демонтировать данный узел и установить на его место новый блок, оснащенный выключателем противотуманных фар. При выполнении этой работы важно подобрать все крепежные элементы кожухов и панелей, тогда демонтаж не принесет дополнительных проблем со сломанными пластиковыми деталями.
После выполнения всех этапов установки ПТФ остается проверить последовательность подключения, надежность крепежа соединений, присоединить минусовую клемму к аккумулятору и выполнить пробное включение противотумнок. Если включение и выключение противотуманных фар происходит в штатном режиме, необходимо провести точную регулировку светового потока по высоте (см. схему регулировки). В дальнейшем не забывайте регулярно очищать противотуманки от грязи и своевременно менять перегоревшие лампочки.