Atrium96.ru

Кузовной ремонт авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фотоотчет: Ремонт сцепления мотоцикла; Иж-Планета,; Иж-Юпитер

Фотоотчет: Ремонт сцепления мотоцикла «Иж-Планета», «Иж-Юпитер»

В свое время, мотоциклы производства Ижевского механического завода считались чуть ли не эталонными в своем классе. В особенности, Планетовский модельный ряд. Оно и понято: такого простого, неубиваемого, тяговитого, ремонтнопригодного и надежного двигателя как у «Иж-планеты» в то время не выпускал ни один гражданский завод. Даже считавшийся верхом совершенства мотоцикл «Урал» в плане надежности не мог сравнится с «Планетой».

Характеристика карбюратора к 68

Владельцы мотоциклов, которые были произведены в советские времена, часто используют карбюратор К-68 «Пекар». Данное оборудование производится в городе Санкт-Петербург. В основном такая продукция была установлена на различные отечественные машины.

Серия под названием «Пекарь» содержала в себе большое количество разноплановых устройств. Карбюраторы данного типа содержались чаще всего в автомобилях, а так же в мотоциклах. Уже на протяжении нескольких лет не снижается спрос на данную продукцию. Это происходит, потому что оборудование такого типа обладает высокими функциональными характеристиками. Так же эти механизмы достаточно экономичны.

Карбюратор типа К-68 имеет огромный спрос среди автовладельцев. Это происходит из-за ряда причин. Например, при правильной регулировке данного карбюратора расход бензина можно снизить до 20 процентов. При этом характеристики работоспособности мотора значительно возрастут. Карбюратор из этой серии так же обладает приемлемыми эксплуатационными свойствами. Такой механизм обладает ещё одним значительным плюсом – это его цена. Именно эти характеристики делают данный карбюратор конкурентоспособным по отношению к другим.

Тюнинг мотоцикла Иж. БСЗ на Иж Юпитер

Иж Юпитер

Основная «болячка» двигателя мотоцикла Иж Юпитер – это штатная контактная система зажигания. Любой владелец Юпитера рано или поздно сталкивается с проблемой отказа работы одного из цилиндров из-за изменения зазора в контактах или выхода из строя конденсатора. Регулировка помогает, но, как правило, не надолго. Кардинально решается эта проблема – установкой бесконтактной системы зажигания на мотоцикл.

Одноканальное БСЗ.

Наверняка есть много вариантов исполнения БСЗ, мы все их рассматривать не станем. Остановимся на самом простом, и наверняка самом распространенном в нашей стране варианте. Мотоциклетного рынка или мотомагазина, где можно купить заводское БСЗ, поблизости нет, токаря со станком рядом тоже нет. Исходить будем из этого.

Минимальный набор для установки

Но без минимального набора нам не обойтись, поэтому прежде чем начинать работу необходимо запастись следующими комплектующими, которые продаются в любом автомагазине или авторынке в нашей стране:

1. Коммутатор от ВАЗ 2108

2. Датчик Холла от ВАЗ 2108

3. Комплект проводов для БСЗ от ВАЗ 2107 (с трамблера (датчика Холла) на коммутатор)

4. Катушка зажигания двухвыводная (от автомобиля Ока или Газель с двигателем ЗМЗ 406)

Читайте так же:
Регулировка углов установки колес принцип

5. Два автомобильных силиконовых высоковольтных провода необходимой длины с колпачками для свечей (можно купить комплект для ВАЗ и взять оттуда, можно просто найти б/у провода, предварительно убедившись в их работоспособности)

Коммутатор электронный на ИЖ ЮпитерДва автомобильных силиконовых высоковольтных провода

Далее, кроме комплектующих, нам понадобится небольшой ровный кусок листовой стали толщиной 1-1,2 мм, для изготовления модулятора и пластины под датчик Холла. Сразу предупреждаю, что нержавеющая сталь или цветные металлы для изготовления модулятора не подходят, так как они не являются магнитными материалами. Для изготовления пластины под датчик Холла можно использовать любой материал достаточной прочности.

Из инструмента могут понадобиться дрель со сверлами, напильники, зубило, молоток ну и другой инструмент, который, как правило, есть в любом гараже.

Процесс переделки

Демонтируем старую систему зажигания. Снимаем с мотоцикла пластину с контактами, конденсаторы, катушки зажигания с высоковольтными проводами. Коммутатор устанавливаем в правом бардачке.

Бардачок мотоцикла Юж ЮпитерБардачок мотоцикла Юж Юпитер

Катушку зажигания крепим к раме под баком. Разъем проводки подключаем к коммутатору, подсоединяем черный массовый провод из разъема на массу. Провод с клеммы №1 разъема коммутатора подключаем к одной из клемм катушки. Вторую клемму катушки подключаем к старой проводке, к проводу на который подается «+12В» при включении зажигания. В старой проводке этот провод соединял обе катушки зажигания. От него же тянем дополнительный провод «+12В» на коммутатор, который подсоединяем к 4-му проводу в разъеме. Все тщательно изолируем. Провод с разъемом к датчику Холла заводим в полость генератора.

схема подключения коммутатора к датчику хола и катушки зажигания

Можно проверить работоспособность системы. Подсоединяем датчик Холла к своему разъему, подсоединяем высоковольтные провода на катушку и на свечи зажигания. Обеспечиваем надежную массу свечам. Включаем зажигание и проводим металлическим предметом (можно плоской отверткой) через щель датчика Холла. На свечах должна проскочить искра. Схема работоспособна. (Если искры нет, то что-то подключено неправильно и необходимо все заново проверить.) Теперь осталось подать искру в нужное время в цилиндры, для этого:

Изготавливаем пластину для крепления датчика Холла.

Требований к форме пластины как таковых нет. Она должна обеспечивать крепление датчика Холла на определенном расстоянии от оси якоря.

Крепление датчика Холла мотоцикла Иж Юпитер

Приблизительную разметку центрального отверстия и вырезов для винтов крепления к генератору можно скопировать со старой, снятой пластины крепления контактов. Размечаем крепление датчика Холла таким образом, что бы расстояние до задней стенки датчика через щель магнитов от центра якоря было в районе 60-65 мм. Можно проточить в изготавливаемой пластине дополнительные канавки в креплении к генератору для обеспечения небольшого вращения пластины вокруг оси (для облегчения установки момента зажигания), но можно этого и не делать, а просто прикрепить наглухо пластину к генератору. Сверлим, подтачиваем, подгоняем по месту, устанавливаем пластину с датчиком Холла на генератор.

Читайте так же:
Регулировка не включаются скорости на ланос

Изготавливаем модулятор «Бабочку»

Следующий момент, необходимо точно измерить расстояние от центра якоря до задней стенки датчика Холла через щель магнитов. Это расстояние берем за основу для изготавливаемого модулятора. В чистоте радиус модулятора должен получиться на два миллиметра меньше, чем измеренное расстояние, это необходимо для зазора между стенкой датчика и краем модулятора.

Выпиливаем из листового металла квадратную заготовку с длиной стороны равной расстоянию от центра якоря до задней стенки ДХ умноженного на два. Размечаем центр квадрата. Размечаем от этого центра внутри квадрата одну окружность нужного радиуса, а вторую окружность радиусом примерно 15 мм. Размечаем сектора внутри большей окружности. Проводим линию через центр окружности. Отмеряем транспортиром или треугольником от центра угол в 60 градусов и проводим вторую линию через центр. На заготовке получается четыре сектора. Два по 60 градусов и два по 120 градусов. Узкие сектора помечаем карандашом или фломастером на выброс. Сверлим в центре размеченной квадратной заготовки отверстие диаметром 8 мм. Аккуратно вырубаем зубилом круг. Линия разметки окружности остается на заготовке. Далее в отверстие вставляем болт, зажимаем заготовку гайкой с обратной стороны и вставляем в патрон дрели. Включаем дрель и напильником или камнем выравниваем неровности и биения наружной кромки заготовки, полученные от зубила. Стачиваем до размера в чистоте. В результате получается идеальный круг нужного диаметра. Зажимаем заготовку в тиски. Аккуратно ножовкой или шлифмашинкой выпиливаем сектора до размеченной внутренней окружности. Внутреннюю часть сектора по нанесенной малой окружности вырубаем зубилом и обтачиваем напильником. Модулятор практически готов. Необходимо проверить, что бы противоположные срезы находились на одной прямой. Это нужно для синхронности в воспламенении цилиндров (на одинаковом расстоянии от ВМТ).

Модулятор "Бабочка" для Иж Юпитер

Достаточно, что бы хотя бы одна пара срезов лежала на одной прямой. Эти срезы секторов помечаем, что бы отличить их от нерабочих срезов. Дело в том, что искра образуется в момент ОТКРЫТИЯ шторки в датчике Холла. То есть, когда заканчивается прохождение металлической части через датчик и начинается вырез. Это важный момент и его необходимо учитывать при установке модулятора на мотоцикл. Коленвал вращается ПО часовой стрелке, поэтому располагаем рабочую грань – выходящей из датчика. Относительно не рабочей входящей грани рабочая, находится СЛЕВА.

Устанавливаем модулятор на якорь генератора. Тут может понадобиться регулировка. Обычно подкладывается набор из нескольких шайб либо под модулятор, либо под датчик, для совмещения шторки и прорези датчика. Шторка должна проходить примерно по центру прорези. Вращающийся модулятор не должен задевать стенок датчика.

Установка модулятора на якорь генератора мотоцикла Иж Юпитер

Установка момента зажигания.

Для установки момента зажигания можно использовать приспособления для определения момента искры, но будем считать, что приспособлений нет. Определяем момент искры по самой искре. Для этого используем штатный индикатор, который идет в комплекте мотоцикла для установки поршня в положение 2,8 мм до верхней мертвой точки. Если индикатора нет, то любыми подручными способами устанавливаем правый поршень в положение 2,8 мм до ВМТ. Модулятор не должен быть затянут на якоре. Включаем зажигание и проворачиваем модулятор по часовой стрелке до пробоя искры в свече. Повторяем операцию и запоминаем положение модулятора относительно якоря при прохождении искры. Затягиваем модулятор, стараясь не провернуть его относительно найденного положения. (Вот тут пригодятся прорези на пластине)

Читайте так же:
Синхронизация файлов и папок в реальном времени

Причины подключения «чужого» генератора и электросхема

«Родной» генератор, изначально входящий в конструкцию ИЖ «Юпитер 5», является вторым серьезным недостатком мотоцикла. Он слабоват, из-за чего становится почти невозможно долго ехать с включенным светом. Аккумулятор садится, транспортное средство теряет свои качества. Причем проблема заключается не только в самом генераторе, но и в том, что полностью исключается возможность подключения дополнительного оборудования. Поэтому вам понадобиться схема подключения электропроводки, чтобы заменить штатное устройство на более производительного «японца» или «китайца».

Подобрать подходящий вариант можно, как самостоятельно, так и с помощью специалистов. Если вы слабо разбираетесь в электросхеме мотоцикла, лучше доверить работы по ремонту и улучшению профессионалам. Специалисты правильно подключат все проводки и обеспечат корректную работу бесконтактного зажигания, замка, фар и других элементов.

2 Тюнинг двигателя и технической части мотоцикла ИЖ Юпитер 5

Мотоцикл ИЖ Юпитер оснащается двигателем, который отлично поддается техническому тюнингу. Именно поэтому улучшением мотора на данном мотоцикле можно добиться существенных показателей мощности и ходовых качеств в сравнении со стандартным вариантом.

Начинать тюнинг двигателя ИЖ Юпитер 5 следует с перепрессовки коленвала и установки новых подшипников от коленвала мотоцикла Ява. Иногда для данной модели целесообразно установить и новые подшипники игольчатого типа, у них более высокий КПД.

После установки новых мото подшипников необходимо заново их смазать и произвести полировку коленвала и впускные каналы коллектора двигателя, которые при этом можно немного увеличить.

Фото новых мото подшипников

Далее тюнинг мотоцикла предполагает установку нового карбюратора с увеличенным диаметром диффузора на 32 миллиметра. Для данной модели мото подходит карбюратор от «собрата» ИЖ Планета или мотоцикла Ява. Некоторые любители тюнинга увеличивают диаметр до 36 миллиметров, либо устанавливают два карбюратора, по одному на каждый из цилиндров, при этом их необходимо правильно настроить.

Доводка поршневой системы двигателя мото позволяет получить неплохую прибавку к мощности. Сначала облегчаются и полируются поршневые «пальцы» и шатуны, также полируется головка блока цилиндров, которую необходимо очистить от нагара. Под головки БЦ можно подложить заимствованные медные прокладки от модели ИЖ Планета 5 и правильно выставить угол опережения зажигания.

Читайте так же:
Регулировка клапанов hino ranger

После проведения работ по двигателю рекомендуется установить новый воздушный фильтр нулевого сопротивления для лучшего сгорания топливной смести. Кроме того, следует установить «банки» на глушитель или прямоток. При этом полируем внутреннюю часть глушителя и модернизируем, уменьшая сопротивление в камере выпуска.

На фото - новый воздушный фильтр нулевого сопротивления

Для более качественного тюнинга специалисты рекомендуют заменить штатную систему зажигания мотоцикла ИЖ Юпитер 5 на бесконтактную. С автомобиля ВАЗ 2108-09 устанавливается коммутатор, датчик холла можно использовать фирмы VAG или других зарубежных мотоаналогов, а катушку зажигания можно позаимствовать у автомобиля ОКА. За счет более стабильной искры и меньшей нагрузки на штатный генератор мотоцикл будет работать намного ровнее.

Отличительные особенности электрооборудования

Применяемая схема проводки на ИЖ Планета 3 была традиционной, а основные параметры электрооборудования представлены ниже в таблице.

Система зажиганияБатарейная, ЗМТР-10
Напряжение сети6 вольт
Источник электроэнергииГенератор Г-35М7 (позже заменен на модифицированный Г-36М8), 45 Вт
Катушка зажиганияИЖ 56
Реле-регулятор напряженияИЖ РР-1
Электропроводка ИЖ Планета 3Однопроводная, с выводом «-» на массу

sxema-provodki-izh-planeta-3

Цветная оригинальная схема (кликабельная)

Световые приборы

На мотоцикле ИЖ Планета 3 устанавливались следующие приборы освещения:

  • Левые и правые указатели поворотов с лампами А6-6;
  • Переключатель указателей поворотов П201;
  • Реле-прерыватель поворотов РС-419;
  • Лампы стоп-сигнала А6-15;
  • Лампы габаритных огней А6-2;

sxema-provodki-na-izh-planeta-3

Внешний вид приборов и органов управления

  • Переключатель режимов света с кнопкой звукового сигнала П200;
  • Датчик положения трансмиссии (нейтрали) с контрольной лампой А6 0,25;
  • Лампа головного света А6-32+32;
  • Контрольная лампа А6 0,25работы генератора;
  • Лампа габаритного огня А6-2 (переднего);
  • Лампа подсветки шкалы спидометра А6-1;

foto

Лампа головного света и указатели поворотов

Внимание! Для любителей «оригинала» и достоверности на фото ниже представлена «родная» черно-белая схема электропроводки ИЖ Планета 3 с расшифровкой всех элементов.

sxema-elektroprovodki-izh-planeta-3

Для ценителей «антиквариата» — оригинальная схема из инструкции по эксплуатации

Световые приборы для моделей с коляской

К уже имеющемуся перечню добавляется:

  • Лампа стоп-сигнала коляски А6-15;
  • Лампа габарита коляски А6-2;
  • Правый указатель поворота коляски А6-6;
  • Передний габаритный огонь коляски А6-2.

svoimi-rukami

Вариант с коляской

Обратите внимание! Штатная проводка ИЖ Планета 3 предусматривала отсоединение коляски для эксплуатации мотоцикла без нее в двухколесном варианте. При этом, соединительные клеммы требовали аккуратности.

Вот такой он ИЖ Планета 3 — символ эпохи семидесятых. Если он все еще пылится у вас в сарае или гараже – ремонтируйте и отправляйтесь в путь. Поверьте, он даст фору современным скутерам в плане надежности и выносливости. Удачи!

Регулировка сцепления Иж Юпитер

Следующий пункт, входящий в процедуру замены сцепления на Юпитере — это регулировка соосности. Для того чтобы проверить соосность зубьев моторной передачи, необходимо следовать следующим пунктам:

Читайте так же:
Регулировка зажигания на 2lte

— Наденьте шайбу регулировки и затем распорочную втулку на первичный вал КПП.

— Возьмите пружинную шайбу и оденьте ее на цапфу коленчатого вала.

— Установите внешний барабан и главную звездочку моторной передачи. Звездочку необходимо крепко закрепить болтом.

— С помощью линейки проверьте соосны ли зубья моторной передачи.

Теперь у вас может быть два варианта: либо зубья соосны и все в порядке, либо нет. Если зубья не сходятся, следует выровнять их положение, путем добавления или снятия необходимого количества шайб регулировки. После того, как вы отрегулировали зубья — снимите барабан и двигателя, но оставьте шайбы регулировки и распорочную втулку. Затем продолжайте ремонт сцепления на Юпитер согласно следующему алгоритму:

— Смонтируйте главную шайбу пружины возврата.

— Наденьте вал заводной лапки на вал, предназначенный для переключения передач и закрепите крючок возвратной пружины в специальный разъем.

Обратите внимание. Для того чтобы избежать травмирования в процессе замены сцепления на Юпитер, натяжение пружины кикстартера должно производится только заводной лапкой.

— Наденьте лапку на вал кикстартера, закрепите ее с помощью болта и затяните пружину.

— Далее следует установка корзины со звездочкой под моторную цепь и самой моторной цепью. Для максимально эффективного крепления звездочки, положите под цепь небольшую палочку, а затем как можно сильнее закрутите болт.

— Наденьте специальную контролирующую шайбу на вал барабана, после этого накрутите гайку и прочно зафиксируйте барабан. Важно, чтобы гайка была затянута максимально сильно.

— Продолжаем замену сцепления на Юпитере. Из набора металлических дисков для сцепления выберите диск с самой большой толщиной. Он является упорным, на нем базируется весь механизм. Если сомневаетесь, какой из дисков самый толстый, то ищите тот, у которого есть небольшая проточка на внутренней стороне поверхности.

— Установите выбранный диск на внутренний барабан от корзины сцепления внутренней стороной к двигателю. После этого поставьте пластиковый диск и далее, последовательно устанавливая диски, сформируйте корзину. Имейте в виду, что перед сборкой должна быть проведена проверка дисков сцепления на Юпитере на возможную деформацию или брак.

— Поставьте шток сцепления на главный вал коробки переключения передачи. Затем наденьте нажимной диск на корзину и вставьте стаканы для нажимных пружин в специальные отверстия в нажимного диска.

— Вставьте пружины в стаканы и закрепите их с помощью гаек.

— После того, как ремонт сцепления на Юпитер выполнен полностью, необходимо четко отрегулировать все механизмы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector