Ступичный подшипник: устройство и признаки неисправности
Ступичные подшипники являются одними из самых высоконагруженных частей машины. На них приходится давление полной массы авто, разнонаправленные нагрузки, возникающие при ускорениях, торможениях, движения по неровностям. Поэтому к этим узлам выдвигаются очень серьезные требования, поскольку от них напрямую зависит безопасность движения.
В конструкции авто в ступицах используются подшипники качения. В автомобильных ступицах применяются разные виды подшипников, хотя конструктивно они идентичны и состоят из нескольких частей:
- обоймы, они же кольца (наружное и внутреннее);
- тела качения;
- сепаратор;
Кольца подшипников выступают в качестве опорных поверхностей для тел качения, которые помещаются между обоймами. Наружным кольцом подшипник устанавливается в отверстие ступицы, а внутренним он садится на ось.
Для равномерного распределения тел качения по окружности обойм используется сепаратор. В задачу сепаратора входит также исключение контакта этих тел между собой.
Дополнительно в конструкции некоторых видов ступичных подшипников применяются пыльники, предотвращающие попадание пыли и грязи внутрь узла. Такие узлы считаются закрытыми.
Что может стучать в передней подвеске
При стуке в передней подвеске на ВАЗ классика, требуется определить, какой именно из узлов вышел из строя. Чаще всего причиной стука становятся такие элементы ходовой части:
- Подшипник передней ступицы. Это происходит тогда, когда он не отрегулирован, плохо затянут или разбит вследствие большого пробега.
- Суппорт тормозной системы. , как верхняя, так и нижняя.
- Наконечники рулевых тяг.
- Передняя стойка амортизатора или его крепление на кронштейне, сайлентблоки, верхние втулки.
- Втулки стабилизатора, если износились резинки.
- Нижние и верхние сайлентблоки рычагов при начале движения или торможении.
- В левой части передней подвески может стучать рулевая колонка.
- В правой части стучит маятник.
Стук на неровностях и мелких кочках чаще всего вызывают проблемы с суппортом тормозных колодок, верхние и нижние шаровые опоры, рулевая тяга и ступичный подшипник. В редких случаях источником резкого металлического стука может быть лопнувшая пружина, когда витки цепляются друг за друга при движении. Подобный скрипящий звук раздается от лопнувшей передней чашки под пружину, это всегда сопровождается проседанием одной из сторон автомобиля. После сильных ударов может лопнуть лонжерон, что тоже приведет к стуку в подвеске, то же случается при лопнувшей балке. Стучать может оборванная защита и брызговик, но это не относится к проблемам с подвеской. Особое внимание нужно обратить на затяжку дисков колес, которые могут просто отлететь по дороге – стук, один из признаков плохо затянутого колеса.
Процедура ничем не сложнее других, связанных с ремонтом автомобиля ВАЗ 2107. После вывешивания на домкрате и снятия колеса, выполняется непосредственно замена. Сначала снимают суппорт, открутив болты его крепления. Тормозной шланг снимать необязательно, достаточно аккуратно подвесить суппорт, чтобы он не мешал работать.
Далее, необходимо при помощи плоской отвертки поддеть колпачок, закрывающий гайку, и снять его. Открутив ступичную гайку и вынув шайбу и сепаратор, можно снять ступицу с тормозным диском. Дальше все просто:
- Вынимаем сальник;
- Извлекаем сепаратор;
- Вынимаем кольцо, разделяющее внутренний и наружный подшипник;
- При помощи надставки нужного размера и обычного молотка выбиваем обе обоймы.
Установка новых подшипников и сборка ступицы происходит в обратной последовательности. Перед сборкой необходимо удалить старую смазку, тщательно промыв все детали.
- Запрессовываем обоймы новых подшипников;
- Смазываем и устанавливаем внутренний сепаратор;
- Вставляем кольцо;
- Запрессовываем сальник.
Осталось одеть ступицу на место и прикрутить суппорт. Вставив на место предварительно смазанный сепаратор наружного подшипника и упорное кольцо, закручиваем гайку ступицы до упора. Постепенно отпуская гайку, добиваемся свободного вращения колеса при полном отсутствии люфта. Таким образом, подшипник работает в нормальном режиме, значит именно в таком положении нужно законтрить гайку.
Из защитного колпачка удаляем отработанную смазку и накладываем новую, после чего одеваем его на ступицу. Ставим на место и прикручиваем колесо, снимаем машину с домкрата. Дело сделано, неисправность успешно устранена, замена выполнена. После небольшого пробега рекомендуется проверка ступицы на отсутствие люфта, при необходимости – регулировка.
Замена
Для замены переднего ступичного подшипника на ниве необходимо снять суппорта тормозного механизма передней оси. Для чего следует:
- вывесить и открутить колесо;
- посредством зубила сбить колпак со ступицы;
- с помощью плоскогубцев извлечь шплинт, находящийся на нижней оси прижимного рычага;
- аккуратно вынуть ось прижимного рычага слесарной выколоткой с последующим его снятием пассатижами;
- используя плоскую отвертку, предварительно убрав прижимной рычаг и пружинки, суппорта тормоза вынуть из посадочного места и уложить за поворотный кулак таким образом, чтобы не препятствовать дальнейшему процессу (подвесить).
Замена подшипника
Итак, ступица в руках – осталось только вынуть старый элемент и установить новый. Для этого берем в руки отвертку и извлекаем внутреннее кольцо ступицы. Последний элемент тоже достаем наружу. Обратите внимание, что для демонтажа элемента придется извлечь сальник. Он одноразовый и повторной установке не подлежит. На следующем этапе извлекаем упорную шайбу сальника ступицы и выворачиваем кольцо внутреннего подшипника.
Чтобы выпрессовать старый элемент, следует воспользоваться съемником. Аккуратно сжимаем усики внутреннего и наружного стопорного кольца и достаем детали наружу.
Назначение подшипника
Коротко определимся с назначением данного рода изделия. Итак, назначением переднего и заднего ступичных подшипников является обеспечение ровного вращения всех четырех колес вокруг своей оси. Эти устройства в настоящие дни выпускаются разного вида, типа и назначения. Стоит только отметить, что устройство передней ступицы имеет существенное отличие от заднего по размерам.
Эти изделия испытывают колоссальные нагрузки, в результате чего при малейшем сбое происходит их разрушение. В этот момент важно вовремя заметить поломку и предотвратить ее, осуществив замену.
Если при движении слышатся посторонние шумы при вращении колес или во время регулирования не удается достичь номинального зазора, тогда выход только один – замена изделий. Рассмотрим, как осуществляется замена переднего подшипника и заднего манжета на УАЗ Патриот.
Замена переднего подшипника и сальника
Замена переднего подшипника внедорожника УАЗ Патриот осуществляется с помощью следующего инструмента:
- специальный ключ-съемник для внутренних стопорных колец;
- отвертка “минус”;
- молоток;
- зубило.
Замена изделия не является трудоемкой, важно соблюдать такую последовательность действий (пропускаем процесс снятия переднего колеса):
- Извлекается ступица в сборе с оси.
- Извлекается внутреннее кольцо наружного устройства.
- Осуществляется извлечение сальника, который необходимо по завершении работ заменить на новый. Сальник можно извлекать с помощью отвертки.
- Извлекается упорная шайба сальника.
- Аналогично извлекается внутреннее кольцо внутреннего подшипника.
- После извлечения изношенного изделия необходимо полностью промыть ступицу в керосине. Обязательно замена подшипников осуществляется парно и вместе с наружными кольцами. Поэтому…
- Выпрессовывается наружное кольцо из ступицы с помощью бородка и молотка.
- Извлекается кольцо. Используя ключ-съемник, осуществляется сжатие усиков стопорного кольца (наружного и внутреннего) и его извлечение.
- Выпрессовывается кольцо наружного подшипника и после этого производится установка всех новых деталей в порядке обратном снятию.
Перед установкой не забудьте о смазке Литол-24. Смазка – это важная деталь, от которой зависит продолжительность функционирования изделия.
По завершении работ не забудьте произвести регулировку изделия.
Замена заднего сальника
Замена подшипника задней ступицы имеет аналогичный процесс, поэтому уделим внимание тому, как заменить сальник заднего моста.
Смазка обязательно должна обновляться каждые 30-60 тыс. км, поэтому не поленитесь снять ступицу заднего моста и заполнить ее смазочным материалом. Для замены сальника заднего моста УАЗ Патриот необходимо выполнить следующие мероприятия:
- Используя специальный ключ, осуществляется отвинчивание контргайки.
- Извлекается замочная шайба и вывинчивается гайка подшипников, используя спец-ключ с головкой на “62”.
- Теперь нужно потянуть на себя ступицу в комплекте с тормозным барабаном и т.д.
- Извлекаются подшипники, сальники и стопорные кольца, после чего осуществляется промывка внутренней части ступицы заднего моста.
- Далее осуществляется смазка всех элементов и установка в последовательности обратной снятию.
Размер сальника должен соответствовать старому манжету и ни в коем случае не иметь наружного диаметра меньше.
В завершение запрессовывается новый сальник с помощью старого манжета, используя его как оправку. Устанавливаем ступицу на место и переходим к процессу регулирования.
Регулировка ступицы
После того как произведена замена ступичных подшипников передних или задних колес, потребуется осуществить регулировку. Регулировка нужна для того, чтобы предотвратить скорейшее изнашивание шин за счет повышенного люфта в ступице при слабой затяжке. При сильной затяжке всегда возникает опасность нагрева изделия, что приведет к вытеканию смазочного материала и очень быстрому износу.
Для регулировки понадобится ключ на “55”, отвертка и молоток с зубилом. Регулировка передних колес осуществляется в таковой последовательности:
- Выведите ручник в верхнее положение и под задние колеса установите упоры.
- Передок внедорожника УАЗ Патриот необходимо поднять и подложить под него опоры.
- Извлекается хаб или муфта, а затем отвинчивается контргайка.
- Извлекается замочная шайба с помощью отвертки.
- Теперь необходимо проворачивать колесо до усадки подшипников. После этого следует затянуть гайку до упора.
- Отвинтите на 2 грани гайку подшипников. Проверяем легкость вращения колеса рукой. Колесо должно не люфтить, но при этом свободно крутиться. В итоге завинчивается новая замочная шайба.
- Завинчивается контргайка и осуществляется проверка регулировки устройств.
Если регулировка произведена верно, то колесо будет крутиться без заклиниваний. По окончании загибается лепесток шайбы, и устанавливаются все снятые детали в обратной снятию последовательности.
На основании приведенных сведений теперь каждый молодой специалист сможет произвести ремонт своей ласточки без особых усилий.
Как восстановить права при утере: выбираем быстрый способ
- Сначала снимается колесо. Тут потребуется домкрат, ключи и упоры для удержания машины;
- Далее развальцовывается бурт ступичной гайки;
- С тормозного суппорта снимаются болты;
- Диск высвобождается от суппорта;
- Суппорт стоит оставить на пружине стойки, но не снимайте его;
- Снимается гайка фиксации ступицы;
- Демонтируется так называемая упорная шайба;
- Убирается обойма наружного компонента;
- Стягивается сама ступица.
Если ступица не поддается, попробуйте помочь себе немного молотком, нанося аккуратные и точные удары.
Далее вам потребуется рабочий стол или верстак. Придется демонтировать обойму внутреннего подшипника и убрать разрезную втулку. Ступицу сжимают в тисках, и выкручивается крепежный болт. Затем удаляется кольцо, наружный обод. Тут поможет специальный съемник.
Для установки нового подшипника стоит воспользоваться старым кольцом в качестве проставки. Запрессовывать удобнее всего в тисках. После установки не забудьте нанести слой смазки в гнездо внутреннего подшипника. Остается поставить новую деталь, стопорное кольцо и сальник. Сборку выполните в последовательности, обратной демонтажу.
Не могу сказать, что все выполняется легко и быстро. Но при желании и наличии определенных навыков справиться с задачей своими руками можно.
Был ли у вас опыт самостоятельной замены ступичного подшипника? С какими сложностями столкнулись и что посоветуете новичкам в этом деле?
Подписывайтесь на наш сайт, оставляйте комментарии и задавайте актуальные вопросы!
Что в итоге
Как видно, ступичный подшипник выполняет достаточно не сложную функцию, однако является не самым простым узлом в плане конструкции. Особенно это справедливо в том случае, если речь идет о подшипниках последних поколений (HUB-II и т.д.).
Рекомендуем также прочитать статью о том, как заменить опорный подшипник передней стойки. Из этой статьи вы узнаете о том, что такое опорный подшипник амортизатора, а также как выполняется его замена и когда данный элемент необходимо менять.