Основные аспекты ремонта ГУР в Газель
Как электроусилитель на Газель, так и ГУР предназначены для более комфортного управления рулем. Для начала разберем устройство ГУР на Газель. Речь идет как о Газель Бизнес с двигателем 405, так и о других моделях этой линейки.
Итак, какое устройство системы:
- Насос ГУР. Этот элемент схемы обеспечивает оптимальную циркуляцию расходного материала в системе, а также давления.
- Рулевой редуктор с распределительным элементом. Данное устройство позволяет обеспечить приток воздушного потока, необходимого для направления масла в нужную полость цилиндра либо обратно в бак.
- Еще один компонент системы — цилиндр. С его помощью обеспечивается преобразование давления расходного материала в передвижение поршня, а также штока.
- Сам расходный материал, то есть масло. Жидкость передает усилие от насоса ГУР к цилиндру. Кроме того, масло обеспечивает смазку всех трущихся элементов устройства.
Устройство рулевого управления на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310, состав и конструкция, проверка технического состояния рулевого управления на автомобилях Соболь.
На Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310 установлено рулевое управление, состоящее из рулевой колонки с рулевым колесом, рулевого механизма и привода рулевого управления. Часть автомобилей Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310 оборудована рулевым управлением с гидроусилителем руля.
Устройство рулевого управления на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310, состав и конструкция, проверка технического состояния рулевого управления на автомобилях Соболь.
Рулевая колонка на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310 позволяет изменять положение рулевого колеса по высоте и углу наклона. На верхний конец вала рулевой колонки на конических шлицах установлено рулевое колесо, а нижний конец вала через карданные шарниры связан с винтом рулевого механизма.
Рулевой механизм без гидроусилителя состоит из алюминиевого картера, винта с шариковой гайкой и вала-сектора. Винт установлен в картере на двух радиально-упорных шариковых подшипниках. На винте установлена шариковая гайка-рейка, имеющая внутри винтовую канавку. Между гайкой и винтом размещен набор шариков. При вращении винта шарики перекатываются по винтовой канавке и шариковая гайка-рейка перемещается вдоль винта.
Детали рулевого управления на автомобилях Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310.
При этом своими зубьями гайка поворачивает вал-сектор, установленный в картере на двух роликовых подшипниках без сепараторов. На конических шлицах вала-сектора закреплена рулевая сошка. Винт с шариковой гайкой и набором шариков укомплектованы селективным методом и при необходимости заменяются только в сборе.
Регулировка зацепления шариковой гайки-рейки с валом-сектором производится поворотом эксцентриковых обойм подшипников вала-сектора. Рулевой механизм на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310 смазывается трансмиссионным маслом (0,5 литра). Маслозаливное отверстие закрывается пробкой с конической резьбой.
Устройство рулевого управления с гидроусилителем руля на автомобилях Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310.
Рулевой механизм с гидроусилителем руля устроен подобно описанному, но его рейка выполнена в виде поршня с уплотнением, а внутри вала-винта размещен вал-золотник распределителя. Вместо крышки верхнего подшипника установлен гидравлический распределитель. Гидравлический цилиндр расточен непосредственно в чугунном картере рулевого механизма, и поршень-рейка с уплотнением делит его на две полости.
В зависимости от направления вращения рулевого вала соответствующая полость цилиндра соединяется через гидравлический распределитель с нагнетающей или отводящей магистралью системы. При этом рабочая жидкость (масло), подаваемая насосом, действует на поршень и перемещает его, поворачивая вал-сектор, и тем самым «помогает» водителю.
Детали рулевого управления с гидроусилителем руля на автомобилях Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310.
При отказе системы гидроусилителя работоспособность рулевого управления сохраняется, но возрастает сопротивление на рулевом колесе. На автомобилях Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310, оборудованных рулевым механизмом со встроенным гидроусилителем руля, дополнительно устанавливается насос и бачок системы гидроусилителя. Все агрегаты соединены резиновыми шлангами. Шланг высокого давления имеет накидные штуцеры на концах.
Насос гидроусилителя рулевого управления с гидроусилителем руля на автомобилях Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310.
Насос гидроусилителя — коловратного (шиберного) типа, установлен в нижней части блока цилиндров на кронштейне и приводится поликлиновым ремнем от коленчатого вала двигателя, совместно с другими агрегатами. В корпусе насоса имеются предохранительный и расходный клапаны. Предохранительный клапан защищает насос от перегрузок, соединяя полость нагнетания с полостью всасывания. Расходный (перепускной) клапан ограничивает подачу жидкости в систему при увеличении частоты вращения сверх определенной.
Бачок гидроусилителя рулевого управления с гидроусилителем руля на автомобилях Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310.
Бачок гидроусилителя служит резервуаром для сохранения запаса рабочей жидкости при ее утечке, а также охлаждения и очистки жидкости от загрязнений и продуктов изнашивания насоса и рулевого механизма. Сам бачок (из пластмассы или металлический) установлен на кронштейне слева под капотом. Внутри бачка встроен фильтрующий элемент, обеспечивающий очистку жидкости от частиц размером свыше 45 мкм.
В процессе работы вся жидкость постоянно циркулирует через него. Фильтрующий элемент заменяем через 60 000 километров пробега отдельно или вместе с пластмассовым бачком. В качестве рабочей жидкости применяется специальное масло марки «Р» или «А», залитое в систему гидроусилителя рулевого управления в объеме 1,3 литра. Масло подлежит замене также через 60 000 километров пробега.
Рулевой привод рулевого управления на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310.
Рулевой привод состоит из сошки, продольной, поперечной и двух боковых тяг, а также маятниковых рычагов и двух рычагов рулевой трапеции, соединенных со стойками подвески. К сошке крепится продольная тяга. Боковые рулевые тяги соединены с поперечной тягой, а также с левым и правым рычагами трапеции. Каждый рычаг трапеции двумя болтами прикреплен к своей стойке подвески.
Поперечная рулевая тяга, синхронизирующая поворот колес, подвешена на двух маятниковых рычагах. Оси маятниковых рычагов установлены в кронштейнах подвески. Причем у левого – на игольчатых подшипниках, а у правого – в пластмассовых втулках. Левый маятниковый рычаг — двуплечий, к одному его концу крепится продольная, а к другому поперечная рулевые тяги.
Все тяги соединены друг с другом, с сошкой и рычагами унифицированными сферическими шарнирами. Шарниры герметичные, не разборные и нерегулируемые. Они имеют конические хвостовики с резьбовыми концами, для крепления в отверстиях рычагов, тяг и сошки.
Боковые тяги снабжены регулировочными резьбовыми трубками. Благодаря чему можно, изменяя их длину, регулировать схождение колес. Продольная тяга также имеет регулируемую длину. Это позволяет обеспечивать правильное взаимное положение сошки и левого маятникового рычага при ремонте.
Проверка технического состояния рулевого управления на автомобилях Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310.
Вращая рулевое колесо, устанавливаем передние колеса в положение прямолинейного движения. Кладем на панель приборов отвертку или подобный инструмент острием к ободу рулевого колеса в верхней его точке. Вращаем рулевое колесо в обе стороны до момента появления сопротивления. Колеса при этом не поворачиваются.
Ориентируясь по острию отвертки, мелом отмечаем на ободе границы свободного хода рулевого колеса. Суммарный люфт рулевого колеса для автомобиля с гидроусилителем проверяем при работающем двигателе.
Измеряем расстояние по ободу колеса между метками. Если свободный ход рулевого колеса больше 37 мм (35 мм с ГУР) или 45 мм (43 мм с ГУР) для автобусов Соболь, необходимо убедиться в том, что увеличение свободного хода не вызвано:
— Износом шарниров рулевых тяг и карданного вала.
— Люфтом подшипников передних колес.
— Ослаблением гайки сошки, гаек пальцев шарниров, клиньев карданного вала и других крепежных деталей.
Для этого проверяем затяжку гаек и болтов рулевого управления. При необходимости подтягиваем их. Гайки сферических шарниров и карданного вала должны быть затянуты и зашплинтованы. Вращая рулевое колесо, убеждаемся в отсутствии люфтов в шарнирах всех тяг.
Аналогично проверяем люфты в карданных шарнирах рулевого вала. Неисправные детали с изношенными шарнирами заменяем. Если после устранения люфтов свободный ход рулевого колеса превышает допустимые нормы, регулируем рулевой механизм.
Регулировка рулевой колонки Газель перед эксплуатацией
Рулевая рейка Газели
Если стопор перестал выполнять свое предназначение, то необходимо двумя ключами на «13» отвернуть контргайку и затянуть крепеж рукоятки. После чего закрутить контргайку и поставить кожух на штатное место.
Характерные неисправности узлов управления автомобилем
Неполадки этих агрегатов, прежде всего, имеют внешние признаки, которые выражены в:
- посторонних стуках;
- увеличении люфта;
- тугом управлении;
- вибрации;
- подтекании жидкости;
- шуме при работе гидроусилителя.
Причинами вышеописанных неполадок могут быть нарушения правил эксплуатации и неквалифицированное обслуживание. Наиболее часто встречающийся дефект – люфт рулевой колонки Газель, для устранения которого нужно заменить втулки подшипников вала. Для этого узел требуется демонтировать, о чем ниже.
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Наличие зазора в подшипниках ступиц колес Уаз Профи проверяется покачиванием колес в вертикальной плоскости. В случае обнаружения зазоров, регулировка подшипников ступиц колес должна выполнятся как можно более тщательно.
Регулировка подшипников ступиц колес Уаз Профи, выполняемые работы, замена смазки в ступице.
При слабой затяжке подшипников ступиц колес Уаз Профи в них во время движения возникают удары, разрушающие подшипники. При слишком тугой затяжке происходит сильный нагрев подшипников, вследствие чего смазка вытекает и подшипники выходят из строя. Кроме того, большие зазоры в ступицах передних колес Уаз Профи увеличивают ход тормозной педали.
Регулировку подшипников ступиц колес Уаз Профи выполняйте в следующей последовательности:
1. Вывесите автомобиль или поднимите его домкратом со стороны колеса, подшипники которого должны регулироваться.
2. Снимите колпак колеса. Демонтируйте полуось заднего моста или фланец ведущий ступицы переднего моста или крышку ступицы передней оси.
3. Отогните ус замочной шайбы, отверните контргайку и снимите замочную шайбу.
4. Ослабьте гайку регулировки подшипников на 1/6-1/3 оборота (1-2 грани).
5. Проворачивая рукой колесо, проверьте легкость его вращения. Колесо должно вращаться свободно без задевания тормозных колодок за диск или барабан.
6. Затяните гайку регулировки подшипников ступицы ручным инструментом плавно, без рывков с усилием 25-30 Нм (2,5-3,0 кгсм). При затягивании гайки проворачивайте колесо для правильного размещения роликов в подшипнике.
7. Установите замочную шайбу, наверните и затяните контргайку с моментом затяжки 20-25 Нм (2,0-2,5 кгсм).
При замене подшипников ступиц колес Уаз Профи момент затяжки гайки 35-40 Нм (3,5-4,0 кгсм), контргайки 25-30 Нм (2,5-3,0 кгсм). Замочную шайбу устанавливайте внутренним усом в паз цапфы. Если на усах замочной шайбы есть хотя бы незначительные трещины, шайбу замените.
8. Проверьте регулировку подшипников ступиц колес Уаз Профи после затяжки контргайки. При правильной регулировке колесо должно свободно вращаться без заеданий, заметного осевого зазора и качки.
9. Загните один ус замочной шайбы на грань гайки, а второй — на грань контргайки до полного прилегания к граням. Отгибайте усы замочной шайбы наиболее близко расположенные к серединам граней гайки.
Как переделать ГУР Т-40
Для повышения управляемости трактора вместо штатного ГУРа устанавливается специальный насос-дозатор. «Как переделать ГУР в ГОРУ?» – самый сложный вопрос для тех, кто имеет дело с трактором Т-40, поскольку процедура многошаговая и кропотливая.
Процедура переоборудования предполагает следующие действия:
- верхняя часть ГУРа разбирается, с поршня снимается вал и внутренние составляющие;
- в соответствии с диаметром поршня вытачиваются 2 заглушки (толщина от 12 мм) и устанавливаются в поршень;
- сваркой-автоматом или электродом в 2мм поршень заваривается с двух сторон;
- после устанавливается штуцер: прямой либо угловой под переднюю, угловой – заднюю;
- с обеих боков поршня устанавливаются гидроцилиндровые кольца – по два защитных и по одному, крайнему, резиновому;
- поршень возвращается на прежнее место;
- клапан и предохраняющую пружину клапана потребуется снять, а отверстие, которое будет выполнять функцию слив масла, закрыть заглушкой.
Насос-дозатор при установке подсоединяется посредством клапана потока к НШ. Размещение самого насоса-дозатора зависит от пожелания водителя: преимущественно, он располагается или непосредственно на ГУРе, или крепится за кабиной. Заводских указаний по данному вопросу не существует.
Комплект деталей ГОРУ колеблется в ценовом диапазоне 9000-11000 рублей, но переоборудование рулевой системы трактора Т-40 без сомнений этого стоит. Зная, как переделать рулевое управление трактора Т-40, также можно освоить процесс переделки на моделях Т-25, Т-150К, МТЗ-80, МТЗ-82, ЮМЗ-6 и других, потому что алгоритм действий и комплект деталей останутся примерно такими же.
www.uaz-club.org.ua
Коллеги, привет всем,
Есть возможность купить рулевую колонку с насосом ГУР с 406 ГАЗели.
Мож кто уже ставил это хозяйство на 417 двиг УАЗ 3151? И много ли при этом гемора? И стоит ли «овчинка выделки» или смотреть в сторону ГУР БМВ?
Re: ГУР ГАЗели с 406 на 417
Voditel » Суб березня 24, 2012 18:34
ammon написав: Коллеги, привет всем,
Есть возможность купить рулевую колонку с насосом ГУР с 406 ГАЗели.
Мож кто уже ставил это хозяйство на 417 двиг УАЗ 3151? И много ли при этом гемора? И стоит ли «овчинка выделки» или смотреть в сторону ГУР БМВ?
У ГАЗели есть продольная тяга (аналог УАЗам вагонной компоновки). Соответственно сошка перемещается параллельно автомобилю, а не поперек как на УАЗ-469/3163 и т.д. Думаю дальше писать не стоит.
А так возможно все. С Геной рассматривали вариант установки такого редуктора на его УАЗ. Редуктор был в наличии. Схему отвергли.
Re: ГУР ГАЗели с 406 на 417
ammon » Суб березня 24, 2012 22:50
ammon написав: Коллеги, привет всем,
Есть возможность купить рулевую колонку с насосом ГУР с 406 ГАЗели.
Мож кто уже ставил это хозяйство на 417 двиг УАЗ 3151? И много ли при этом гемора? И стоит ли «овчинка выделки» или смотреть в сторону ГУР БМВ?
У ГАЗели есть продольная тяга (аналог УАЗам вагонной компоновки). Соответственно сошка перемещается параллельно автомобилю, а не поперек как на УАЗ-469/3163 и т.д. Думаю дальше писать не стоит.
А так возможно все. С Геной рассматривали вариант установки такого редуктора на его УАЗ. Редуктор был в наличии. Схему отвергли.
Re: ГУР ГАЗели с 406 на 417
Voditel » Нед березня 25, 2012 0:01
ammon написав: Коллеги, привет всем,
Есть возможность купить рулевую колонку с насосом ГУР с 406 ГАЗели.
Мож кто уже ставил это хозяйство на 417 двиг УАЗ 3151? И много ли при этом гемора? И стоит ли «овчинка выделки» или смотреть в сторону ГУР БМВ?
У ГАЗели есть продольная тяга (аналог УАЗам вагонной компоновки). Соответственно сошка перемещается параллельно автомобилю, а не поперек как на УАЗ-469/3163 и т.д. Думаю дальше писать не стоит.
А так возможно все. С Геной рассматривали вариант установки такого редуктора на его УАЗ. Редуктор был в наличии. Схему отвергли.
Кстати, а сколько хотят? Можно в личку. Спасибо.
Re: ГУР ГАЗели с 406 на 417
Айри » Нед березня 25, 2012 0:39
Каждый человек — эгоист, поэтому больше всего любит то, во что больше вложил себя.
Всегда улыбайся. Себе жизнь продлишь, друзей порадуешь, врагов побесишь.
Re: ГУР ГАЗели с 406 на 417
Voditel » Нед березня 25, 2012 11:23
Особых проблем не вызывает. Подробно описано в соответствующей «литературе».
Айри » Нед березня 25, 2012 11:41
Каждый человек — эгоист, поэтому больше всего любит то, во что больше вложил себя.
Всегда улыбайся. Себе жизнь продлишь, друзей порадуешь, врагов побесишь.
Признаки неисправности насоса ГУР
Не нужно быть опытным мастером, чтобы понять, что с гидроусилителем что-то не так, потому что существует множество признаков его некорректной работы. Каждый, кто привык к своему автомобилю, легко поймет, что с насосом проблемы, даже не зная, как определить поломку насоса ГУР. Это можно сделать по следующим признакам:
При повороте рулевого колеса появилась отдача на руки.
Для поворота руля приходится прикладывать больше усилий, чем обычно.
Находясь в среднем положении ход руля затрудняется, водителю снова приходится прикладывать больше усилий для поворота.
Поворачивать в одну из сторон тяжело.
Затруднение поворота руля при резком его вращении.
Нарушение балансировки работы всего рулевого механизма.
Возникновение шума при работе гидроусилителя.
Чтобы понять, как проверить насос ГУР, необходимо научиться различать данные признаки. Рассмотрим детально то, какие поломки означают все эти признаки и способы их устранения.
Как проверить работу насоса ГУР, если руль поворачивается с большим усилием
Нагнетающий насос усилителя приводится в движение за счет приводного ремня. Если он ослаблен или изношен, насос хуже нагнетает давление, руль поворачивается с усилиями. Чтобы исправить ситуацию, необходимо сделать оптимальную натяжку ремня. Для этого откручиваются верхние крепления насоса, после чего регулировочным болтом выполняется настройка натяжения. Если же ремень имеет критическую степень износа, его просто меняют на новый. Когда проблема оказывается не в нем, следует проверить уровень гидравлической жидкости. Если он недостаточный, нужно долить в расширительный бачок такую же ATF, как та, что находится в системе. Смешивание гидравлических жидкостей отличающихся типов и разных производителей не рекомендуется.
Если вы не знаете, как проверить работу насоса ГУР, убедитесь для начала, что с фильтрующим элементом все в порядке. Если он загрязнен, циркуляция жидкости окажется нарушена и усилий насоса будет недостаточно для легкого поворота руля. Замена фильтрующего элемента не всегда может решить данную проблему. Если случай запущенный, вместе с фильтром придется менять и загрязнившуюся жидкость. Это простое решение проблемы, гораздо сложнее, когда сам насос по различным причинам теряет производительность. Если его обслуживание не исправит ситуацию, устройство придется заменить. Эту задачу безоговорочно лучше доверить мастерам автосервиса, ввиду сложности выполняемых работ.
Проверка насоса ГУР при появлении шума в гидроусилителе
Появление свиста и скрипа в любом узле говорит о его некорректной работе. Если появляется свист, а вы не знаете, как определить поломку насоса ГУР, первым делом нужно проверить надежность крепления устройства. Ослабление креплений способствует появлению вибрации и, соответственно, гула. Уровень гидравлической жидкости в бачке тоже имеет значение, так как недостаточное ее количество приводит к перебоям в работе насоса. Так как устройство работает с переменной нагрузкой, создается гул. Необходимо восполнить недостающую жидкость, но следует также проверить фильтрующий элемент на предмет загрязнения.
Проверка насоса ГУР должна выполняться исходя из сочетания признаков. Например, если возникает гул и при этом тяжело крутить руль, значит в систему попал воздух. Насос может перекачивать только жидкость, а потому при входе воздушного пузыря работает в холостую. За счет этого появляется свист и снижается давление в системе. Естественно, пониженное давление жидкости не может обеспечить необходимое усилие, чтобы помочь водителю поворачивать руль. Исправить ситуацию можно посредством прокачки системы, если воздух не разделился на мелкие пузырьки. Поэтому реагировать необходимо сразу с появлением свиста, чтобы прокачать систему, поворачивая руль в крайние положения при открытом расширительном бачке. Если это не помогает, значит нужно заменить гидравлическую жидкость.
Как проверить насос гидроусилителя при несбалансированной работе рулевого механизма
Не всегда проблема кроется в гидроусилителе. Поэтому мастера, рассказывая, как проверить работу насоса ГУР, рекомендуют провести осмотр рулевого механизма. При функционировании этого узла должен быть отрегулирован рабочий баланс комплектующих. Первое, на что следует обратить внимание, так это на соответствие геометрии рулевого привода. Незначительная деформация позволяет управлять автомобилем, но негативно сказывается на работе гидроусилителя. Это касается и комплектующих рулевой рейки. При их износе появляются люфт и вибрация на рулевом колесе. Это также отражается и на техническом состоянии ГУР. Для устранения этих неполадок необходимо обслуживание рулевого механизма. Из-за его плохо сбалансированной работы в системе гидроусилителя могут появиться повреждения и утечки жидкости.