Atrium96.ru

Кузовной ремонт авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пневматические тормоза — принцип работы и устройство

Пневматические тормоза — принцип работы и устройство

Современный коммерческий транспорт оборудуется пневматическими тормозными системами. Принцип действия пневматических систем основан на применении энергии сжатого воздуха. Использовать воздух в качестве рабочего газа – отличное техническое решение. Это основная особенность данного вида тормозных систем и главное отличие от других, применяемых на практике. Пневматические тормозные системы укомплектованы множеством элементов управления и исполнения. Сложные по устройству, они используют общий принцип действия и имеют схематичное сходство.

Регулировка свободного хода педали тормоза

Педаль тормоза

Педаль тормоза

1 – главный цилиндр; 2 – толкатель; 3 – педаль тормоза; 4 – буфер выключателя стоп-сигнала; 5 – гайка выключателя; 6 – выключатель стоп-сигнала; 7 – оттяжная пружина педали

Свободный ход педали тормоза должен быть 3–5 мм, а полный – около 140 км.

Свободный ход педали регулируется перемещением выключателя 6 стоп-сигнала с последующим затягиванием гайки 5.

При нормальном свободном ходе педали толкатель 2 слегка касается о поршень. Полный ход педали не регулируется, он обеспечивается конструкцией привода тормозов.

Регулировка тормозов и настройка регулятора давления

Регулировка тормозов и настройка регулятора давления

Доброго времени суток, уважаемые автолюбители! Когда речь заходит о тормозах автомобиля, автоматически хочется начать материал с банальных, но, всегда актуальных слов: Тормозная система автомобиля – это ваша безопасность. Не поспоришь.

Исправность тормозной системы особенно актуальна сегодня, когда на дорогах мощные, скоростные автомобили.

А для того, чтобы тормозная система добросовестно справлялась со стоящими перед ней задачами, она требует постоянного обслуживания.

Сюда входит: и систематическая проверка уровня тормозной жидкости, и диагностика трубопроводов тормозной системы, и регулировка, как дисковых, так и барабанных тормозов.

Когда необходима регулировка тормозов автомобиля

Регулировка тормозов условно может быть разделена на полную регулировку, и текущую регулировку. Полная регулировка тормозов включает в себя разборку тормозного механизма для замены или регулировки.

Частичная регулировка тормозов проводится, как правило, своими силами в гараже. Основное внимание здесь уделяется тому, как работает регулятор давления задних тормозов. Особенно важно настроить регулятор давления задних тормозов, после проведения тюнинга тормозной системы. Т.е. если вы произвели замену барабанных тормозов на дисковые.

Регулировка тормозов проводится при замене тормозных колодок или замене тормозного диска. А, как правило, эти операции совершаются одновременно, то сразу же проводится регулировка тормозов.

Для регулировки дисковых тормозов, и вообще тормозов на различных моделях иномарок, существует, в первую очередь, Инструкция по эксплуатации и ремонту для вашего автомобиля.

Традиционная регулировка тормозов включает в себя:

  • регулировку привода тормозов (ход педали тормоза);
  • регулировку тормозных механизмов (зазор между тормозным диском и тормозными колодками), кроме того, в обязательном порядке проверяется и настраивается регулятор задних тормозов;
  • регулировка стояночного тормоза (ручника).
Читайте так же:
Системы синхронизации движения выходных звеньев нескольких гидродвигателей

Важно! Перед началом регулировки передних тормозов, необходимо проверить правильность регулировки подшипников. А если сзади у вас установлены дисковые тормоза, то проверить и состояние регулировки подшипников задних колес.

Регулировка привода тормозов (свободного хода педали)

Проводится для того, чтобы обеспечить требуемый зазор между толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра. Шаг свободного хода педали нужно уточнить в мануале, т.к. он может быть разным, и зависеть от типа тормозной системы вашего авто.

Регулировку привода проводят путём изменения длины толкателя, навертывая его на соединительную тягу. Добившись нужной длины свободного хода педали, контрагайка заворачивается и вы ещё раз должны проверить соответствие величины свободного хода, параметрам, указанным в руководстве.

Регулировка зазора между колодками и тормозными барабанами

Подобная регулировка тормозов требуется после определенного времени эксплуатации. Увеличивается износ фрикционных накладок, соответственно, увеличивается зазор. В этом случае, педаль при торможении заметно уходит вперед, приближаясь к полу.

Текущая регулировка производится посредством эксцентриков, которые находятся выше осей колес, выходя наружу, через опорные щиты тормозов. Регулировка эксцентриков, как и любая регулировка тормозов, проводится в подвешенном состоянии колеса.

Проворачивая колесо, одновременно регулируется эксцентрик до той величины зазора, пока колодка не начнет тормозить колесо.

Настройка регулятора давления тормозов

Регулятор давления тормозов располагается сзади, и предназначен для равномерного распределения тормозного усилия на заднюю ось.

Проверка работоспособности регулятора производится с помощником. При нажатии на педаль тормоза, помощник наблюдает за регулятором. Если рычаг (поршень) выдвигается из корпуса регулятора, то остаётся только проверить давление.

Давление в регуляторе тормозов проверяется при помощи манометра для измерения давления в тормозной системе. Если таковой у вас отсутствует, то желательно обратиться в автосервис.

Регулировка стояночного тормоза

В случае, если «ручник» уже ощутимо не выполняет свои функции, и это заметно во время остановки на уклоне, либо увеличился ход рычага при постановке авто на «ручник», требуется регулировка.

Регулировка стояночного тормоза производится путём подтяжки привода (тросика) эксцентриком. Подтяжка осуществляется на каждом колесе отдельно. Если эксцентрики вышли из строя и не достигается нужный зазор, то, придётся менять эксцентрики. После регулировки и установки барабанов на места, проверьте натяжение центрального тросика, а при необходимости, подтяните его.

Очень важное отступление. Если вы сомневаетесь в том, что сможете провести регулировку тормозов своими руками, то лучше всего обратитесь к мастеру. Всё – таки это тормоза. Безопасность ваша и окружающих.

4. Стандарты тормозной жидкости.

Кстати, уже упомянутый американский стандарт FMVSS 116 не единственный (хотя и первый) в области тормозных жидкостей. Кроме него существуют ещё:

  • ISO 4925 — (International Organization for Standardization, что переводится как «Международная организация по стандартизации»)
  • SAE J 1703 /1704 — (Society of Automotive Engineers, Inc., аналогично, «Общество автомобильных инженеров»)
  • JISK 2233 — (Japanese Industrial Standard, соответственно, «Японский промышленный стандарт»)
Читайте так же:
Ремонт воздушных кранов и регулировка на стенде

На ISO 4925 остановимся чуть поподробнее. В 2005 году эта организация выпустила редакцию стандарта, включающую в себя спецификацию ISO4925 – class 6 с нормативами для машин с ABS. В частности, вязкость при -40 там прописана не выше 750мм2/с. Вот картинка дополнений этого стандарта к основным классам американского DOT.

classy tormoznyx zhidkostei

дополнительные классы тормозных жидкостей

Особенности вакуумного насоса

Важным элементом конструкции представляется вакуумный усилитель, который способен создавать необходимое давление в системе. За счет этого удается значительно увеличить эффективность торможения, а также снизить необходимое усилие при давлении на педаль. Следует помнить, что некорректная работа этого важного узла — опасная поломка, приводящая к нестабильной работе силового агрегата.

Это обусловлено попаданием воздуха во впускную трубу мотора, что способствует обеднению топливной смеси в его цилиндрах. В результате этого автомобиль не может работать длительное время, периодически глохнет. Конструкция системы предполагает удаление смазки, механическое повреждение цилиндров при подобной неисправности, ввиду чего необходимо устранить её как можно раньше.

Схема тормозов

Особенности и техническое обслуживание тормозов автобуса ПАЗ

Рабочая тормозная система предназначена для служебного и экстренного торможения автобуса до полной остановки.

Привод тормозных механизмов колес пневматический, двухконтурный, раздельный для передних и задних колес.

Стояночная тормозная система предназначена для затормаживания задних колес во время стоянки автобуса.

Стояночный тормоз приводится в действие поворотом рукоятки крана в крайнее фиксированное положение.

При этом воздух выпускается из-под диафрагм задних тормозных камер, пружины энергоаккумуляторов разжимаются и прижимают тормозные колодки к барабанам.

В случае утечки воздуха из контура стояночной тормозной системы, задние колеса самопроизвольно затормаживаются.

Схема пневматического привода тормозной системы автобуса ПАЗ

Запасная тормозная система обеспечивает торможение автобуса в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы.

Функции запасной тормозной системы выполняет один из контуров рабочей тормозной системы.

Также в качестве запасной может использоваться стояночная тормозная система, так как кран управления стояночным тормозом обеспечивает изменение интенсивности торможения в зависимости от положения его рукоятки.

Антиблокировочная система (АБС) тормозов обеспечивает устойчивое торможение автобуса на дорогах с низким коэффициентом сцепления колес с дорожным покрытием.

Выход из строя АБС не нарушает функционирование рабочей тормозной системы автобуса.

Рабочая тормозная система состоит из колесных тормозных механизмов и пневматического привода. Схема пневматического привода тормозной системы показана на рис. 1.

Тормоз передний (РЗАА) автобуса ПАЗ

Тормозные механизмы передних и задних колес (рис. 2.) барабанного типа с двумя тормозными колодками и регулятором тормоза

Регулятор тормоза РТ-40 (рис. 3.) предназначен для передачи усилия от штока пневмокамеры на разжимной кулак вала и для автоматической регулировки зазора между накладками и тормозным барабаном

Читайте так же:
Регулировка насос форсунок скания pde

Техническое обслуживание тормозных механизмов

Замена тормозных колодок:

Регулятор тормоза РТ-40 автобуса ПАЗ

1. Утопить фиксатор 2 (рис. 3.) регулятора тормоза и вращать ключом против часовой стрелки до возврата разжимного кулака тормоза в исходное положение. При этом зазор между тормозной накладкой и барабаном станет максимальным.

2. Снять ступицу вместе с барабаном.

3. Снять стяжные пружины колодок 5 (рис. 2.) и тормозные колодки 1

При каждом снятии следует осмотром проверять состояние тормозных барабанов. Не допускается наличие задиров, трещин и значительной выработки на рабочей поверхности, а также ослабление крепления барабана к ступице.

Увеличение диаметров тормозных барабанов мостов РЗАА в процессе эксплуатации допускается не более чем на 6 мм.

Предельный диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 426 мм — для мостов «РЗАА» и 383 мм для мостов КААЗ.

При сборке смазать оси колодок тонким слоем смазки Литол-24.

Регулировка тормозных механизмов колес

1. Снять для удобства проведения регулировок тормозные щитки.

Регулировка тормозных механизмов колес автобуса ПАЗ

2. Ослабить гайки 3 крепления эксцентриковых осей колодок (рис. 4.).

3. Сблизить эксцентрики, повернув оси метками 4, друг к другу (рис. 5.).

Регулировка тормозных механизмов колес автобуса ПАЗ

4. Ослабить гайки и болты крепления кронштейнов (5 — передних, 6 — задних) тормозных камер (рис. 4.).

5. Ослабить у задних тормозных механизмов болты крепления опоры 7 разжимного кулака (рис. 5.).

6. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 0,1 ÷ 0,15 мПа (1 ÷ 1,5 кгс/см 2 ), нажимая на тормозную педаль при наличии воздуха в системе.

7. При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в направлении хода штока тормозной камеры при торможении, прижать колодки к тормозному барабану.

8. Сцентрировать колодки относительно барабана, поворачивая эксцентрики так, чтобы обеспечить прилегание колодок к барабану, которое можно проверить щупом через окна в щитках передних тормозных механизмов или при снятых щитках у задних тормозов.

На расстоянии 20 ÷ 30 мм от наружных концов накладок щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки.

Регулировка тормозных механизмов колес автобуса ПАЗ

9. Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии воздуха не отпуская регулировочный рычаг и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей (рис. 6), болты крепления кронштейнов тормозных камер и опор разжимных кулаков.

10. Прекратить подачу сжатого воздуха или отпустить регулировочный рычаг и присоединить к рычагу шток тормозной камеры.

Установить щитки задних тормозных механизмов.

Предварительная регулировка (установка) регулятора тормоза проводится для получения требуемых ходов штоков после замены колодок.

1. Произвести растормаживание энергоаккумуляторов.

Предварительная регулировка (установка) регулятора тормоза

2. Установить регулятор на вал привода тормоза и закрепить его на валу (рис. 7). Направление действия силы тормозной камеры должно совпадать с направлением стрелки нанесенной на корпус регулятора.

Читайте так же:
Регулировка сцепления умз 417

3. Утопить фиксатор внутрь регулятора до упора, нажав, на его торец пальцем.

Удерживая фиксатор в утопленном положении, вращать его ключом (S=10) по часовой стрелке до совмещения отверстий корпуса регулятора и вилки тормозной камеры (рис. 7.).

4. Соединить корпус регулятора с вилкой тормозной камеры и установить тягу привода регулятора.

5. Вращайте фиксатор вправо до упора, т.е. до соприкосновения тормозных колодок с барабаном, действуя, как указано выше.

Затем таким же образом поверните фиксатор влево на 120 ÷ 180°. При этом между тормозными колодками и барабаном установится зазор близкий к требуемому.

6. Отпустить фиксатор. Если он остался утопленным, поверните его влево — вправо в пределах 30° до возврата в исходное положение под действием пружины (рис. 7.).

В процессе эксплуатации заданная величина хода штока тормозной камеры будет поддерживаться регулятором тормоза автоматически.

Остаточная толщина тормозных накладок проверяется при ТО-2 через смотровые окна в тормозных барабанах или в щитках тормозных механизмов.

Накладки следует заменить при толщине менее 4,5 мм. и при наличии трещин и сколов на рабочей поверхности.

Тормозные камеры

В случае повышенного нагрева тормозных барабанов или низкой эффективности торможения необходимо проверить работу регулировочного рычага тормозного механизма путем измерения хода штока тормозной камеры при подаче в нее сжатого воздуха от тормозного крана при рабочем давлении 0,7 ÷ 0,8 мПа (рис. 8.).

Величина хода штока тормозных камер должна быть в пределах 29 ± 2 мм.

Регулировка хода штока в процессе эксплуатации не производится.

Если ход штока не соответствует приведенному выше значению, необходимо проверить правильность установки рычага или выяснить причину нарушения работоспособности и устранить ее.

Если замена тормозных колодок производилась со снятием ступицы колеса, то после установки ступицы нужно осторожно выдвинуть колесный датчик АБС до соприкосновения с зубчатым венцом ступицы, а затем провернуть ступицу на два-три оборота для получения необходимого зазора.

При обслуживании регулятора тормоза следует смазать его один раз в два года, нагнетанием через отверстие закрытое ‘пробкой 3 (рис. 3.) смазки ЖТ-72 ТУ 38 101345-77 в количестве 40 — 50 г.

Внимание! Использование смазки Литол-24 для обслуживания регулятора приводит к его неисправности.

Смазка опор вала разжимных кулаков выполняется до появления свежей смазки из зазоров между валом и кронштейном.

Внимание! Чтобы тормозные колодки задних колес не примерзли к барабанам после длительной стоянки при резких колебаниях температуры, не рекомендуется оставлять автобус с включенным стояночным тормозом, не просушив тормоза плавными торможениями при движении.

Тормозные камеры

Камера тормозная передняя предназначена приведения в действие тормозных механизмов колес.

Читайте так же:
Переменный резистор для регулировки напряжения 220в

Камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором предназначена для приведение в действие тормозных механизмов колес заднего моста при включении рабочей или стояночной тормозных систем.

Тормозные камеры

Устройство тормозной камеры показано на рис. 9 и рис. 8.

При нарушении герметичности и снижении давления в контуре стояночной тормозной системы воздух из полости под поршнем 5 через вывод I уйдет в атмосферу через поврежденную часть пневмопривода, пружина 4 разожмется и произойдет автоматическое затормаживание автобуса.

Тормозные камеры

Дня механического растормаживания задних колес необходимо вывернуть ключом 3 (рис. 10.) винт 2 из пружинного энергоаккумулятора на длину 70 мм.

Внимание! Перед растормаживанием следует предохранить автобус от скатывания.

Внимание! Запрещается самостоятельная разборка энергоаккумуляторов.

В пружинном энергоаккумуляторе в сжатом состоянии находится мощная пружина. Разбирать его можно только в мастерской с использованием специальных приспособлений.

Внимание! Перед началом эксплуатации автобуса привести в рабочее состояние энергоаккумуляторы тормозных камер, для этого:

— заполнить тормозную систему воздухом;

— установить ручку тормозного крана стояночной тормозной системы в положение растормаживания и завинтить до упора винт 2.

Процедура прокачки ключевых цилиндров активных тормозов

Процедура не отличается особой сложностью, однако выполнять ее требуется в определенной последовательности.

  1. Убрать колпак из резины с перепускного клапана ключевого тормозного цилиндра УРАЛ.
  2. После надеть на поршень трубку, а открытый конец поместить в тормозное вещество.
  3. Добавляйте жидкость в камеру до половины. Для этого скрутите на пол-оборота клапан. После пару раз нажмите на педаль системы торможения.
  4. После нужно туго закрутить перепускной поршень, активировав педаль.
  5. После этого наденьте колпачок.

Цилиндры колес прокачиваются по строго установленному регламенту: центральный слева, задний слева, задний справа, центральный справа, передний справа, передний слева. После процедуры, нужно влить вещество в отсек до отметки 15 мм ниже верхней отметки горловины. После туго закрутите крышку наливного проема.

В случае обновления тормозного вещества следует качественно перебрать ключевые и колесные тормозные цилиндры УРАЛ 5557, затем почистите рабочие поверхности элементов. Далее, когда механизм собирается, необходимо смазать клапан и внутреннюю часть тормозным веществом.

В заключение стоит отметить, что если вы не уверены в своих силах, то выполнять самостоятельную настройку воздушной системы торможения и других механизмов проводить не стоит. Ведь от правильной работы тормозов зависит безопасность водителя и окружающих. Поэтому весь ремонт следует доверить обученным профессионалам сервисного центра. Они за определенную плату выполнят весь спектр работ. При этом все манипуляции будут качественными и с гарантией. А значит, вам не о чем переживать. В итоге у вас будет грузовик с исправно работающей системой торможения, а значит, фура в будущем вас не подведет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector