Электрооборудование автомобилей
В современных легковых автомобилях используется постоянное напряжение 12 вольт, в схемах электрооборудования грузовых автомобилей напряжение равно 24 В. Следует отметить, что в свое время легковые авто работали от напряжения 6V, но в силу ненадежности в середине XX столетия от таких электрических схем отказались.
В стандартную схему электрооборудования входит:
- аккумуляторная батарея, она нужна для запуска двигателя, и без нее автомобиль не заведётся;
- замок зажигания. С замка подается напряжение на стартер, а сам запуск осуществляется поворотом ключа в крайнее правое положение (по часовой стрелке);
- стартер, он является пусковым устройством – при повороте ключа зажигания бендикс стартера входит в зацепление с маховиком двигателя, мотор начинает вращаться;
- генератор – является устройством, вырабатывающим электрический ток. От генератора получают питание все потребители (фонари и фары, различные приборы, моторчики, допоборудование), к тому же от него подзаряжается аккумулятор;
- освещение автомобиля – передние фары, задние фонари, плафоны освещения салона, подкапотного пространства, багажника;
- система зажигания двигателя, которая на современных авто состоит из блока управления и различных датчиков;
- электропроводка, соединяющая между собой элементы электрооборудования.
Также в электросхеме автомобиля присутствуют реле разных типов, датчики, щиток приборов, блок коммутации с предохранителями, моторчики отопителя и стеклоочистителей. В машинах с богатой комплектацией дополнительно могут устанавливаться:
- электрические стеклоподъемники;
- система климат-контроля;
- мультимедиа;
- предпусковой подогреватель;
- электроподогрев сидений.
Все главные узлы и агрегаты электрического оборудования взаимосвязаны между собой с помощью проводов. Они выступают в качестве своеобразной нервной и кровеносной системы. В одном случае по ним передается сигнал для запуска того или иного устройства, в другом случае они передают электроэнергию для питания приборов. Обрывы проводов могут привести к воспламенению или невозможности работы конкретного устройства в машине. А поломка какого-либо электрооборудования может привести к аварии, невозможности запуска автомобиля или его эксплуатации.
В качестве источников электротока выступают устройства, которые преобразуют электроэнергию. Это генератор и аккумулятор, где генератор преобразует механическую энергию в электрическую, а аккумулятор — химическую в электрическую. В качестве потребителей электрической электроэнергии выступает устройство, преобразует электроэнергию в другие виды, к примеру, движения, света, тепла. К ним можно отнести систему запуска движка, лампочки, измерительные устройства, электроприборы в виде стеклоочистителей, печки, прикуривателя, радио, кондиционера и тому подобное.
Аккумулятор используется для питания потребителей электротоком во время запуска движка, во время его низких оборотов, либо в момент, когда он отключен. Генератор питает электротоком все электрические устройства, в том числе заряжает аккумулятор. Мощность и емкость данных устройств должна отвечать аналогичным параметрам потребителей при различных режимах работы машины.
Электрооборудование автомобиля в виде потребителей энергии классифицируются на 3 составляющие:
- Кратковременного действия.
- Длительного действия.
- Основного действия.
К устройствам основного действия относятся устройства, которые нужны для поддержки работоспособности машины. Это устройства впрыска, запуска, управления движком, система подачи топлива, АКП, электрический усилитель и так далее.
К устройствам длительного действия относятся устройства в виде кондиционеров, освещения, безопасности, навигационной аппаратуры, противоугонных устройств, печки и тому подобное.
К устройствам кратковременного действия относятся устройства в виде систем запуска, прикуривателя, подачи сигнала, свечей накаливания и так далее.
В качестве устройств управления выступают предохранительные щитки, блоки управления и реле. Они согласуют функционирование источников и потребителей энергии. При помощи блоков управления обеспечивается контролирование потребления электроэнергии, напряжения и нагрузок на устройствах, управление обогревателями, очистителями стекол, системой освещения и так далее. Кроме проводки в бортовой системе применяются шины данных, при помощи которых соединяются электронные блоки управления.
Устройство
Аккумулятор является одним из важнейших элементов электрооборудования автомобиля. Он представляет химический источник электротока, который работает при помощи накопления и последующей отдачи энергии. Накопление и передача заряда обеспечивается переходом ряда элементов из одного состояния в другое. Главными характеристиками аккумуляторной батареи является емкость и напряжение. Его корпус выполнен из пластика, стойкой к кислоте. В нем имеется 6 секций, в которых находятся элементы, выполненные из пластин и сепараторов. Эти элементы соединяются с помощью мостиков, а корпус закрывается пластмассовой крышкой. На батарее имеются два выхода, к которым подсоединяются клеммы проводов. Аккумулятор находится в подкапотном отсеке машины.
Электрический генератор — это устройство, которое смахивает на электрический двигатель, но имеет принципиальное от него отличие. Данный элемент создает электроэнергию благодаря вращению его якоря посредством ременной передачи, получающее вращательное движение от ДВС. Генератор имеет 2 обмотки, благодаря чему обеспечивается стабилизация напряжения, которое он вырабатывает. Принцип его работы базируется на эффекте самоиндукции.
Далее необходимо выделить элементы, которые обеспечивают запуск и последующую работу ДВС, а значит и непосредственное перемещение машины.
Стартер – это своего рода электродвигатель, который совершает вращение благодаря энергии аккумуляторной батареи. Его главная цель кроется в начальном старте. Затем появляется электрическая икра, вследствие чего происходит воспламенение топлива. В результате двигатель начинает работать. Чтобы создать такую искру, используется повышающая катушка, свечи, а также распределитель искры.
Повышающая катушка выполнена из ферромагнитного сердечника с 2-мя обмотками. На одной из обмоток находится меньшее число витков, благодаря чему создается магнитное поле. Это поле создает магнитное поле на второй обмотке, но уже с более высоким напряжением. В результате при подаче напряжения на свечи создается искра.
Электрическая свеча представляет элемент, который создает искру непосредственно в цилиндре ДВС. У нее есть контакт, к которому подходит провод с высоким напряжением. На цилиндрах имеются электроды с наименьшим зазором, в которых и происходит создание искры. Между свечами и катушкой располагается распределитель, который и передает высокое напряжение непосредственно на свечу, которая должна в необходимый момент времени подать искру на цилиндр.
Система освещения используется при перемещении машины при недостаточной освещенности окружающей среды. В данную систему включены фары, задние фонари, лампочка освещения номера, лампочки освещения в салоне, отделения багажа, отсека мотора, зоны педалей и так далее.
Световая сигнализация используется с целью предупреждения других участников движения о маневрах, поворотах, заднем ходе, то есть о смене направления перемещения машины. Данная система имеет передние сигнальные лампочки, задние фонари, боковые повторители поворотов, лампы на панели приборов, выключатели, стоп-сигналы и другое электрооборудование автомобиля.
Фары необходимы для освещения окружающего пространства. В первую очередь они необходимы для освещения дороги, чтобы водитель имел представление об окружающей обстановке. Каждая машина имеет фары, которые расположены симметрично. Передние фары в большинстве случаев выполнены в одном корпусе. В нем могут находиться ряд элементов: дальний, а также ближний свет, ходовые и габаритные огни. Иногда в них даже размещаются поворотники.
Ближний свет необходим в случаях, когда наблюдается поток встречного транспорта. Его главная особенность заключается в том, что он не слепит водителей встречного транспорта, при этом хорошо освещает правую сторону дороги. Дальний свет также используется с целью освещения, но только в том случае, когда нет встречного потока. Его главная особенность в том, что этот свет выделяется своей мощностью и интенсивностью, благодаря чему он освещает пространство на довольно большое расстояние, которое находится впереди машины.
При помощи габаритных огней и поворотников водитель дает важную информацию всем участникам движения о габаритах своего автомобиля, а также планируемых остановках и изменениях направления движения. Также в машине имеется прикуриватель, могут быть розетки usb и так далее.
В зависимости от текущей комплектации машины в ней могут иметься или отсутствовать следующее электрооборудование автомобиля: системы безопасности, которые включают в себя электронатяжители ремней, автоматическую коробку с управляющей электроникой, электронные элементы помощи водителю, маршрутный компьютер, помощь при подъеме в гору, подушки безопасности и так далее.
Применение
Электрооборудование автомобиля включает множество элементов, включая различные системы, проводку, элементы питания и так далее. В первую очередь оно предназначено для производства электрической энергии и ее доставки потребителям электроэнергии. Сегодня количество элементов, которые потребляют электрическую энергию, в том числе проводов, которые необходимы для доставки, распределения и управления, возросло в разы. Общая длина проводов и их толщина могут иметь суммарную массу более 50 кг. Это очень много, учитывая то, что количество электрических устройств все время увеличивается. Имеется большая вероятность, что к 2025 году сеть проводов в машинах может достичь почти 100 кг.
Для снижения веса электрических проводов сегодня широко применяются шины, которые предают цифровые сигналы. С помощью такой архитектуры можно существенно снизить вес и количество применяемых проводов. Это приводит к тому, что удается избавиться от сотен метров проводки, в том числе снизить стоимость затрат, ведь применяемая в проводах медь стоит довольно дорого.
В будущем проводка и электрооборудование автомобиля станет еще меньше, ведь будет применяться схема с одним центральным процессором. Именно сюда будет стекаться вся информация, процессор будет контролировать все системы электрооборудования машины. Все функции будут выполняться операционной системой. Исчезнет порядка 75 управляющих блоков, которые сегодня имеют собственные программы и алгоритмы действия.
Естественно, что благодаря уменьшению управляющих блоков и числа проводов. Электрооборудование автомобиля станет на порядок легче и компактнее. Это прибавит стабильности, ведь меньшее число компонентов обеспечивает меньшее количество сбоев. Автомобиль станет подобен компьютерному устройству. К нему можно будет с легкостью подключать новые девайсы и изменять параметры существующих. В большей части случаев можно будет поменять программу, то есть загрузить обновление, чтобы убрать ошибку.
15.2 Ремонт и техническое обслуживание генератора
Неисправности генератора имеют следующие основные признаки: отсутствует зарядный ток при работе двигателя, пониженная сила зарядного тока, не обеспечивающая необходимого заряда аккумуляторной батареи, повышенная сила зарядного тока. Отсутствие зарядного тока генератора при работе двигателя определяется по контрольным приборам (контрольной лампе, амперметру, вольтметру) и может быть вызвано выходом из строя ремня привода генератора, неисправностью самого генератора (выходом из строя его щеточного узла, загрязнением контактных колец, замыканием или обрывом электрических цепей элементов генератора), а также неисправностью цепи заряда аккумуляторной батареи.
Осциллограф и мотор-тест
Осциллограф представляет собой профессиональный измерительный прибор, который анализирует и преобразует сведения о работе штатных систем автомобиля и показывает их в виде диаграмм и графиков. Руководствуясь полученными данными, специалист делает вывод об исправности узлов и независимых цепочек средства передвижения.
Устройство мотор-теста выглядит сложнее. Такой прибор подходит для проверки электрических систем и цепей в двигателе. Система ищет и анализирует сбои с помощью собственных датчиков, чем отличается от классического сканера. Последний получает данные только от электронного блока управления.
Мотор-тест способен решать те же задачи, что и обычный тестер. При этом он проверяет исправность систем силовой установки и показывает подробные сведения о сбоях и ошибках. С помощью оборудования можно отслеживать изменение давления в цилиндрах, определять «нерабочие» детали и ослабление тяги во впускном коллекторе. Также устройство оценивает силу пускового тока и другие параметры.
Чтобы упростить выполнение работ по диагностике, оборудование снабжают вспомогательными функциями. Так, оно может проверить температуру технических жидкостей или определить показатель давления масла в двигателе. Такие возможности обусловлены наличием датчиков, переводящих неэлектрические данные в электрические.
Кому подходит
Эта работа подходит в основном мужчинам, которые хорошо разбираются в технике и любят повозиться с «железом». От таких работников требуется ряд качеств:
- знание принципов действия электричества;
- усердие, исполнительность и кропотливость в работе;
- аккуратность, терпеливость и выдержка;
- хорошая память и развитый глазомер;
- умение читать технические схемы и чертежи;
- умение общаться с клиентами;
- способность работать с мелкими деталями и в неудобном положении.
Очень важна любовь к своему делу и увлеченность ею. Настоящий автоэлектрик постоянно учится, ищет в интернете информацию об устройстве электронных систем в новых моделях автомобилей, следит за развитием технической мысли. Если не пополнять свой багаж знаний и практический опыт, можно оказаться на обочине и потерять клиентов.
Какие задачи решает автоэлектрик?
Если говорить в общем, то это все вопросы, связанные с электроузлами, проводкой, и электроникой. Вот список наиболее частых рабочих задач.
- Компьютерная диагностика узлов, чипов, микросхем и агрегатов.
- Обнуление кодов неполадок.
- Ремонт модулей: ABS, VSC, TRK, EFI, SRS.
- Чистка электромагнитных клапанов.
- Разблокировка ремней после срабатывания SRS.
- Ремонт спидометров и тахометров.
- Адаптация блока управления двигателем.
- Подключение и настройка автомагнитол, иммобилайзеров.
- Ремонт электроусилителя руля.
- Восстановление работы узлов после воздействия влаги.
- Установка и ремонт сигнализаций.
- Ремонт блока микроконтроллеров.
- Диагностика агрегатов: ABS, трансмиссии, двигателя, датчиков, систем безопасности.
- Адаптация коробок передач.
- Установка, замена, ремонт оптики.
- Работа с инжектором.
- Тестирование и замена аккумулятора.
- Ремонт генератора.
Это далеко не полный список проблем, которые решает опытный специалист автоэлектрик, а у грамотного мастера загруженность работой на месяц вперед. Отдельной нишей идет обслуживание грузовых автомобилей, там есть свои нюансы, но заработок там еще выше.
Помещение для работы
Для того чтобы открыть полноценный пункт по ремонту автоэлектрики вам нужно найти помещение, которое будет подходить под ряд параметров.
- Площадь помещения от 20 кв.м. Для этих целей можно купить или арендовать гараж и немного переоборудовать его под полноценную мастерскую.
- Локация помещения не столь важна, но размещение возле оживленной дороги будет дополнительной рекламой для вашего сервиса. Тут скорее нужно смотреть, чтобы к месту работы был удобный подъезд и стоянка хотя бы на пару авто.
- Коммуникации: электричество, вентиляция, отопление (как вариант буржуйка).
- Оборудование санузла, будет большим плюсом для вашей работы.
Для размещения инструмента в гараже, нужно будет закрепить настенные конструкции, смонтировать несколько металлических стеллажей, и установить рабочий стол.
Оборудование
Стоит отметить, что оборудования у автоэлектрика, весьма много, поскольку такие мастера сталкиваются с нетривиальными задачами, и чтобы их решить потребуется тот или иной инструмент. Мы разделили список необходимого оборудования на несколько категорий.
Механические инструменты.
- набор отверток различного формата.
- отвертка под биты, с набором бит + удлинители.
- плоскогубцы и кусачки различного вида.
- пластиковые лопатки для разборки салона.
- съемники автомагнитол.
- канцелярские ножи.
- штангенциркуль.
- пинцет.
- набор головок с трещеткой.
- шестигранники.
- обжимной инструмент для контактов.
- протяжки различной длины.
- гаечные ключи.
- молоток, напильники, ножовки.
- домкрат и подставки.
Электроинструмент.
- налобные фонарики + переносной свет.
- строительный фен.
- шуруповерт.
- паяльник и паяльная станция.
- клеевый пистолет.
- зарядное устройство.
Диагностическое оборудование.
- контролька.
- мультиметр.
- токовые клещи.
- нагрузочная вилка для диагностики аккумулятора.
- ареометр.
- ноутбуки смартфон.
- сканеры работающие по проводу и блутуз, для различных марок авто.
- осциллограф.
- компрессорметр.
Расходные материалы: клеммы, концевые выключатели, изолента, термоусадка, провода, пластиковые стяжки, гофра, крепежи, предохранители разных номиналов, радиокомпоненты, автомобильные реле, кнопки, лампочки.
Весь набор оборудования можно собирать постепенно, начиная с базовых вещей и постепенно докупая остальное. Также, есть варианты покупки б/у инструментов, что позволит на старте сэкономить около 30% – 40% бюджета на эту статью расходов.
Где искать клиентов?
Для того чтобы обеспечить загруженность рабочего графика, вам нужно будет тратить деньги и время на рекламу, особенно на начальных порах. Конкуренция в этой нише есть и чтобы получить свою долю рынка потребуется использовать различные рекламные подходы.
- Сотрудничество с СТО и прочими мастерскими, связанными с ремонтом авто (нужно искать те сервисы, где нет такой услуги).
- Реклама на досках объявлений.
- Расклейка листовок в гаражных зонах района, где вы будете работать.
- Собственный сайт в комплексе с контекстной рекламой.
- Реклама на собственном авто.
- Социальные сети, в формате личной страницы, чтобы ваши знакомы и друзья, знали, чем вы занимаетесь и в случае необходимости могли к вам обратиться.
А в целом, ремонт автоэлектрики, как бизнес, завязан на опытном мастере, и при качественном выполнении услуг, вас будут рекомендовать всем знакомым, и база постоянных клиентов будет расти.
Документы
Оформление деятельности – это неотъемлемый процесс, который вам нужно будет сделать чтобы избежать проблем с проверяющими службами.
- Открыть ИП.
- Указать ОКВЭД на деятельность. Для России это – 45.20. Для Украины код – 45.20.
- Подписать договор аренды или купли продажи на помещение.
- Получение разрешения на работу от СЭС и пожарной службы.
- Оформить на работу персонал (если будете в будущем брать помощника).
В случае возникновения проблем с оформлением бумаг, вы можете обратиться к опытному юристу в вашем городе, который поможет вам решить этот вопрос.
Сколько нужно денег для старта?
Как только дойдет дело до составления бизнес плана сервиса по ремонту и монтажу автоэлектрики, важно учесть все статьи расходов, которые могут вас ожидать, чтобы составить сумму стартового капитала.
- переоборудование и мебель в помещение – $800 — $1100
- покупка оборудования – от $2000
- покупка расходных материалов – от $100
- оформление документов – $150
- рекламная продукция (визитки, листовки, сайт) – $350
- аренда за помещение – от $10 за 1 кв.м.
- налоги – $150
- реклама – $80
- пополнение запасов расходных материалов – от объема выполненных заказов.
Есть несколько путей сэкономить бюджет на старте. В первую очередь это покупка б/у инструментов. Второе – это возможность постепенно комплектовать мастерскую расходными материалами путем использование старых приборов и узлов. Третье – если у вас есть свой гараж – это существенно повысить рентабельность бизнеса, так как уйдет существенная статья расходов.
Плюсом является еще, то что процесс сотрудничества происходит по следующей схеме: диагностика авто и выявление проблем – заказ запчастей – ремонт – сдача заказа. Исходя из этого, вам не нужно будет закупать запчасти, все это вы сможете покупать по факту поступления такой необходимости.
Сколько можно заработать?
Чтобы оценить уровень заработка сервиса по ремонту автоэлектрики, можно ознакомиться с усредненным прайс-листом компаний, которые этим занимаются.
- Диагностика электрики — от $8
- Компьютерная диагностика двигателя — от $10
- Компьютерная диагностика всех систем авто — от $16
- Диагностика аккумулятора — от $2
- Замена аккумуляторной батареи — от $2
- Диагностика стартера — от $16
- Ремонт стартера — от $12
- Замена стартера — от $16
- Диагностика генератора — от $8
- Ремонт генератора — от $16
- Замена генератора — от $16
- Замена автомобильных ламп — от $4
- Замена катушки зажигания — от $4
- Замена свечей зажигания — от $4
- Замена проводов зажигания — от $4
- Ремонт электропроводки — от $40
- Замена лямбда-зонда — от $20
- Установка ксенона — от $20
- Установка сигнализации — от $56
- Установка аудиосистемы — от $25
- Установка парктроника — от $60
- Установка камеры — от $40
- Установка видеорегистратора — от $20
Цены указаны с припиской «от», и могут отличаться в вашем регионе, лучше перепроверьте их в интернете или посетите конкурентов под видом клиента и узнайте вилку цен на их услуги.
Выводы. Открытие бизнеса по ремонту автоэлектрики – это востребованная и выгодная ниша, в которой можно неплохо зарабатывать, но для того, чтобы быть успешным, нужно стать настоящим специалистом своего дела. Опыт, работа с различными марками авто, хороший инструмент и диагностическое оборудование – все это позволит вам стать профессионалом своего дела.
Приборы и приспособления для диагностики компьютеров и оргтехники
Количество находящегося в эксплуатации разнообразного электронного оборудования растет с каждым днем. Значительная его часть может нормально функционировать только при регулярном техническом обслуживании, поскольку, как и любая другая техника, оно порой выходит из строя и требует ремонта. О приборах, которые помогают выполнять эти виды работ, и пойдет речь ниже.
Сегодня самым распространенным оборудованием в офисе является компьютер и его периферия (принтеры, видеомониторы, накопители). Этого, к сожалению, нельзя сказать о средствах диагностики — они по-прежнему остаются большой редкостью. Причин тому несколько: высокая стоимость таких приборов, зачаточное состояние отечественных сервисных служб и, в немалой степени, развитые возможности самодиагностики компьютеров и периферии (в случае простых неисправностей компьютер способен диагностировать себя сам). Имеющиеся диагностические программы позволяют, в частности, тестировать память, накопители на гибких и жестких дисках, внешние интерфейсы (для этого в разъем достаточно установить заглушки, в которых входы соединены с выходами). Кроме того, в комплекте с отдельными модулями (например, звуковой картой) помимо драйверов производители поставляют и специализированные программы для их диагностики.
Но для того, чтобы запустить любую программу, компьютер необходимо сначала загрузить. Если же после включения питания он не подает признаков жизни, то тогда, воспользовавшись модульной конструкцией компьютера, неисправность можно попытаться отыскать методом замены. Такой метод позволяет выявить большую часть неисправных модулей. Правда, он всегда таит в себе опасность выхода из строя нового модуля при его установке в неисправный компьютер (особенно если неработоспособность компьютера вызвана неисправностью шинных формирователей материнской платы).
ДИАГНОСТИКА МАТЕРИНСКИХ ПЛАТ
Средства диагностики материнской платы представляют собой модуль, подключаемый к ее системной магистрали. Они представлены достаточно большим числом разновидностей, отличающихся типом поддерживаемой магистрали (ISA, MCA, PCI) и набором возможностей. Функциональность простых устройств ограничивается отображением POST-кодов BIOS (power on self test — результаты самотестирования после включения питания), индикацией сигналов магистрали и контролем питающего напряжения. В своей работе они используют средства BIOS или тесты, загружаемые из ПЗУ на самом модуле. Более сложные устройства осуществляют, помимо этого, диагностику адресации, прямого доступа к памяти и прерываний. Кроме того, в ПЗУ могут содержаться и универсальные программы тестов для всех основных узлов компьютера (клавиатуры, интерфейсов, накопителей).
У всех упомянутых выше устройств выбор тестов осуществляется с помощью переключателей, а отображение — на светодиодных цифровых и позиционных индикаторах. Следовательно, основная роль в этих системах отводится человеку, а автоматизация и документирование процесса тестирования и диагностики невозможны. Более мощные диагностические системы свободны от этого недостатка: они содержат в своем составе процессор, благодаря которому тестирование выполняется в автоматическом режиме. Управление и отображение результатов осуществляются с помощью программного обеспечения с другого компьютера: он подключается к основному устройству через последовательный интерфейс. Такие системы не только осуществляют полное тестирование компьютера в автоматическом режиме (включая проверку интерфейса клавиатуры), но и реализуют другие дополнительные функции (сигнатурный и логический анализатор), наличие которых позволяет использовать их для диагностики при серийном производстве.
ТЕСТИРОВАНИЕ МОДУЛЕЙ ПАМЯТИ
Пожалуй, самой распространенной проблемой является неустойчивая работа оперативной памяти, из-за чего компьютер может периодически выходить из строя в самый неподходящий момент. Такие неисправности можно определить только с помощью специализированных тестеров. Тестирование без изъятия модулей памяти из компьютера позволяет выявить лишь полностью вышедшие из строя модули памяти. Качество тестирования на специализированном оборудовании существенно выше, так как оно выполняется в стрессовых условиях, с использованием более сложных алгоритмов, при повышенном или пониженном напряжении и с варьированием временных параметров процедур записи/считывания. Кроме того, некоторые тестеры могут измерять реальные временные параметры модулей памяти. Ввиду разнообразия имеющихся модулей памяти тестеры имеют соединители нескольких типов или поставляются вместе с переходниками.
ДИАГНОСТИКА ДИСКОВЫХ НАКОПИТЕЛЕЙ
Как отмечалось выше, для тестирования накопителей на жестких магнитных дисках универсальных тестовых программ оказывается вполне достаточно (конечно, при наличии достоверно исправного интерфейса). Немного сложнее ситуация с накопителями на гибких дисках. Если дискета в таком накопителе читается и записывается, то это отнюдь не значит, что она будет восприниматься накопителями других компьютеров. Убедиться в совместимости или добиться ее юстировкой головок позволяет применение эталонных диагностических дискет. Уровень снимаемого с головки сигнала можно оценить с помощью осциллографа. Однако процесс настройки может быть существенно упрощен при использовании специальной тестовой программы. Такая программа в реальном времени отображает на экране компьютера результаты считывания информации и, таким образом, упрощает оценку точности позиционирования обеих головок.
РЕМОНТ ВИДЕОМОНИТОРОВ
Проверить качество работы видеомонитора в различных режимах позволяет большинство универсальных диагностических программ. Но для этого вам потребуется компьютер с соответствующей видеокартой. Между тем эту работу можно существенно упростить за счет использования генераторов тестовых сигналов. Генераторы могут выдавать все компоненты видеосигнала (VIDEO, Y, RGB, V-SYNC, H-SYNC) и композитный видеосигнал в цифровой и аналоговой форме в широком диапазоне частот развертки. Для обеспечения совместимости с различными типами входов видеомониторов они могут иметь разъемы различного вида. Кроме формирования развертки в заданном режиме генераторы могут выдавать монохромный или цветной испытательный сигнал для регулировки цепей видеомониторов.
ТЕСТИРОВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ
Очень часто проблемы передачи данных, вызванные неисправностями последовательного или параллельного интерфейса, могут быть диагностированы с помощью программных средств и заглушек, в которых входы соединены с выходами для организации петли.
ДИАГНОСТИКА ПРИНТЕРОВ
Немного проще обстоит дело с тестированием принтеров. Большинство из них имеет развитые встроенные средства диагностики. Иногда часть этих средств или информация о кодах ошибок имеется только у специалистов фирменных сервисных центров. Что касается матричных принтеров, то, благодаря их простоте, широкодоступных тестов для диагностики вполне достаточно. А вот лазерные принтеры требуют особого подхода. С одной стороны, в них слишком много компонентов, при выходе которых из строя выявить причину проблемы оказывается весьма непросто. С другой — их конструкция такова, что заглянуть внутрь во время их работы невозможно. Кроме того, некоторые модели просто не могут работать без компьютера, так как не имеют собственных средств отображения и управления. Поэтому диагностика лазерных принтеров без специального оборудования иногда напоминает гадание на кофейной гуще. Решение названных проблем дает тестер лазерных принтеров. Этот редкий прибор обеспечивает измерение всех необходимых для работы печатающего узла напряжений, устранение всех блокировок от удаленных узлов, эмуляцию клавиатуры и дисплея для работы с рассчитанными на программное управление принтерами, генерацию пробных изображений. Стоит отметить, что универсальные тестеры предназначены для работы с достаточно широким набором моделей принтеров различных производителей, где используются однотипные приводы (блок печати и картридж).
ТЕСТИРОВАНИЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ШНУРОВ
Даже в организации среднего размера обслуживающему персоналу приходится постоянно заниматься проверкой шнуров различных периферийных устройств или, если они не отмаркированы, определением схемы их разводки. Если эта работа выполняется с помощью прозвонки (мультиметра), то на нее тратится очень много времени. Поэтому там, где подключено большое количество периферийных устройств, можно использовать специальные приборы для контроля шнуров, так как они позволяют в автоматическом или полуавтоматическом режиме проверить шнур на предмет выявления оборванных, замкнутых и неправильно подсоединенных проводов. Результаты тестирования (номера соединенных между собой контактов разъемов) отображаются на индикаторе. Обычно такие приборы способны тестировать кабели с любой комбинацией вилок и розеток DB9, DB15, DB25, Centronics, RJ-11 и RJ-45, а также коаксиальные кабели с соединителями RG-58, RG-59 и RG-62. Аналогичные приборы используются для тестирования кабелей и других интерфейсов (IDE, SCSI и т. п.).