Atrium96.ru

Кузовной ремонт авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Защита авторских прав

Защита авторских прав

Защита авторских прав

Считается, что защитой авторских прав занимаются исключительно известные поэты, писатели, музыканты и учёные.

А между тем авторское право возникает при создании любого продукта творческой или научной деятельности: будь то докторская диссертация или стихотворение, написанное на день рождения маме.

Особо актуальным становится вопрос о защите авторских прав в связи с тем, что в России не предусмотрена обязательная регистрация продуктов творческой и научной деятельности, за исключением технических изобретений и компьютерных программ, которые регистрируются в Роспатенте, особенно если предполагается коммерческое использование.

Авторские права учителя цифровой школы

Учитель использует в работе огромное количество всевозможных материалов — и найденных, и созданных самостоятельно. В условиях цифровизации материалы стали легкодоступны, а вопрос авторского права не покидает повесток дня. Как защитить свои разработки и не стать плагиатором рассказала в одном из наших вебинаров основатель и руководитель проекта «Академия Н+» Анна Калинина. Представляем вашему вниманию основное, что нужно знать об авторском праве.

Термины и законы авторского права

Авторское право (согласно «Юридическому словарю») — раздел гражданского права, регулирующие личные неимущественные и имущественные отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением и т.д.) произведений науки, литературы и искусства, выраженных в устной, письменной или иной объективной форме, допускающей их воспроизведение. К личным авторским правам относятся: право авторства, право на авторское имя, на неприкосновенность произведения; к имущественным — исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу его содержания и формы и др. Распространяются права на произведения как выпущенные, так и не выпущенные в свет и относятся к числу объектов интеллектуальной собственности. Авторские права защищаются на международном уровне. В законах Российской Федерации авторское право описано в Гражданском кодексе (четвертой части) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018).

Объекты авторского права:

  • Аудиопроизведения
  • Литературные произведения
  • Картинки
  • Компьютерные коды
  • Видеоролики
  • Театральные постановки
  • Скульптуры
  • Архитектурные произведения
  • Хореографические постановки

Чтобы работа была защищена авторским правом, производится процесс ее лицензирования в какой-либо форме (например, танец можно залицензировать, предварительно записав его на видео). В образовании под копирайт попадают статьи, обзоры, описания новых разработок, монографии, учебные пособия, атласы, аудио- и визуальные произведения, презентации, программы для ЭВМ, переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, переработки произведений, сборники, энциклопедии, базы данных и другие результаты творческого труда.

Обратите внимание на СИБИД (Систему стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу) № 7.0.1-2003. Согласно данному документу, автор — это лицо, создавшее произведение или принимавшее участие в его создании, а также учреждение или организация, от имени которых публикуются материалы. Составитель же — физическое лицо, собравшее, систематизировавшее и/или обработавшее какие-либо материалы для включения их в издание. Например, если книга содержит 70% уникального текста и больше, то ее создатель является автором, а в случае составительства, как правило, наблюдается менее 50% оригинального текста.

Решатель юридических проблем: скорая правовая помощь на все случаи жизни.

Объектами авторского права не являются:

  • Официальные документы государственных органов.
  • Официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы.
  • Государственные символы и знаки.
  • Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов.
  • Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.
  • Идеи и концепции.
  • Процессы, принципы, системы, методы, способы и решения.
  • Открытия.
  • Факты.
  • Языки программирования.

Пока авторство не подтверждено и не зафиксировано, речь о том, чтобы произведение предстало объектом авторского права, речи не идет.

Читайте так же:
Регулировка регулятора тормозных сил маз 4370

Передача прав: лицензии, договоры

Из статьи 1270 Гражданского кодекса РФ следует, что использованием произведения считается его воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме. Срок действия авторского права — в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (переходит наследникам или правопреемникам). Далее произведение становится общественным достоянием. Например, музыкальные композиции великих классиков уже являются общественным достоянием, и вы можете свободно их использовать.

Свое исключительное право на произведение, как и право на его обнародование, автор может передать по договору другому лицу, и тогда разрешение на использование придется запрашивать у этого лица. Правообладателем может стать организация, работодатель, заказчик, наследник, пользователь. Если произведение уже существует, то для передачи заключается договор отчуждения (исключительное право передается в полном объеме) или лицензионный договор с автором (предоставляется право использования произведения). Если произведение заказывается у автора, то заключается договор авторского заказа (может предусматривать как отчуждение исключительного права, так и предоставление права использования произведения).

Авторский лицензионный договор (согласно «Большому юридическому словарю») — это тип авторского договора, гражданско-правовой договор, в соответствии с которым автор (или его правопреемник) предоставляет организации право использовать произведение в обусловленных договором пределах и на установленный в нем срок, а организация обязуется уплатить соответствующее вознаграждение.

Типы лицензий:

  • Свободного использования (открытая, бесплатная).
  • Несвободного использования (коммерческая).

Также существует условно-бесплатная лицензия, которая относится и к свободному, и к несвободному использованию (пример: платные мобильные приложения с бесплатными демо-версиями).

Нарушение авторских прав

Нарушение авторского права — это использование произведения, охраняемого авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением договора об использовании. Распространенный тип нарушения авторского права: плагиат.

Плагиат (согласно «Финансовому словарю») — умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в частности. Принуждение к соавторству преследуется как плагиат. По законодательству РФ, плагиат влечет уголовную ответственность.

Как избежать нарушений авторского права?

  • Используйте фото-, видео-, аудиоматериалы с бесплатных стоков или проверяйте лицензию. (Популярный фотосток: Pixabay )
  • Пользуйтесь методами рерайта (синонимы, замена глаголов существительными, перевод прямой речи в косвенную, манипуляции с предложениями, страдательный залог, стилистические вставки автора).
  • Используйте сервисы для проверки на плагиат: Антиплагиат , Advego , Unplag.com , ISTIO , Copyscape , программы Plagiatinform и MiraTools.
  • Ищите источники новых идей и рассматривайте их с новых позиций.

Как защитить свои разработки?

  • Записать произведение или иной объект и рабочие материалы на одноразовый диск и финализировать его.
  • Иметь все исходные материалы (цифровые и бумажные) которые появляются в процессе создания объекта права.
  • Обратиться к нотариусу с распечатками материалов по проекту: заверить копию документа, время предъявления документа или подлинность подписи.
  • Оформить депонирование в Российском авторском обществе.
  • Обзавестись свидетелями.
  • Опубликовать свои идеи и разработки в СМИ.
  • Отправить объект на обычную или электронную почту (сохранив письмо на почтовом сервере).
  • Воспользоваться сервисом Creative Commons (оформление и обмен лицензиями).
  • Ознакомиться с законом от 27.07.2006 № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации» (для контроля соблюдения авторских прав в интернете).

На платформе LECTA представлена масса материалов, защищенных авторским правом, и их может свободно применять в своей работе любой пользователь сервиса. Это распространяется и на учебники, полученные по акции — демонстрация их на уроках не нарушает права авторов. На LECTA есть также много других уникальных материалов, защищенных авторским правом: например, бесплатные онлайн курсы повышения квалификации учителей.

Читайте так же:
Таблица для регулировки клапанов на славуте

Понятие объектов и субъектов прав

К объектам авторского права относятся сами результаты интеллектуальной деятельности, главный признак которых — они заключены в обособленную форму (песня, литературное произведение, теорема). Это продукты искусства, литературы и науки. Они охраняются статьями закона об авторском праве.

Создатели произведений всегда являются первоначальными субъектами прав. Они обладают всем комплексом субъективных прав. Также субъектами прав могут быть и другие лица, которые на законных основаниях получили права от автора — правопреемники, работодатели, наследники.

Автор может по своему желанию использовать или нет на своем произведении знак авторства – ©Copyright. Это обозначение ничего не меняет в отношении прав, а лишь дает понять пользователям, что использование объекта без договора запрещено.

Субъектом может стать не только физическое, но и юридическое лицо.

Если проект создан в результате совместного труда нескольких авторов, то каждый из них является правообладателем.

Понятие произведения

Закон об авторском праве Японии определяет произведение как «творческое выражение мыслей и (или) чувств, относящееся к сфере литературы, науки, искусства и музыки».

Охране подлежат несколько групп произведений:

— созданные подданными Японии;

— произведения, созданные в Японии или за ее пределами, но опубликованные в Японии в течение тридцати дней после первой публикации;

— работы, защищающиеся на основании международных договоров и конвенций.

Чтобы стать объектом охраны, произведение должно обладать определенными признаками.

Во-первых, оно должно быть выражено в какой-либо форме. Закон не предъявляет четких требований к такой форме, главное, чтобы оно могло быть воспринято третьими лицами.

Во-вторых, важным аспектом произведения должно стать отражение мыслей и чувств автора. Если в праве Великобритании, например, может охраняться созданное расписание движение поездов или программа последовательности телепередач, обладающие признаком новизны, то Япония не предоставляет таким «бездушным» произведениям правовую защиту.

В-третьих, мысли и чувства автора произведения должны быть выражены творчески. И даже понятие «творчество» есть в правоприменительной практике и правовой науке Японии. Оно не означает уникальности и высокого уровня искусства, но обязательно должно отражать индивидуальность автора. То есть даже не уникальное произведение получит охрану, если будет создано автором самостоятельно и будет обладать всеми необходимыми признаками.

В-четвертых, произведение, охраняемое авторским правом, должно относиться к науке, искусству, литературе, музыке. Этот критерий как раз отделяет объекты авторского права от объектов защиты патентным правом и правом о полезных моделях.

Таким образом, японское законодательство достаточно полно и обстоятельно описало объекты авторского права.

Авторское право:
что нужно знать кинематографисту

Множество творческих вкладов и образуют в итоге аудиовизуальное произведение: вклады автора сценария, режиссёра-постановщика, композитора, актёров, оператора-постановщика, художника-постановщика, гримёров, костюмеров, звукорежиссёров, гафера и так далее.

Не запутались в терминах? Мы продолжаем.

Кому принадлежат права

Гражданский кодекс в ст. 1263 определяет аудиовизуальное произведение как «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств». При этом отдельно указано, что аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Читайте так же:
Установка и регулировка карбюратора микуни на буран

Эта же статья указывает на то, кто считается авторами аудиовизуального произведения:

  • режиссёр-постановщик;
  • автор сценария;
  • композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

☝ Только в результате заключения договоров со всеми творческими единицами (авторами фильма и авторами произведений, которые вошли в него в качестве составной части) все права могут сосредоточиться в руках лица, которое несёт самые большие риски в киноиндустрии — в руках продюсера, которого закон называет «изготовителем аудиовизуального произведения» или же «лицом, организовавшим создание сложного объекта».

Действительно, очень сложно управлять созданным сложным объектом, если права на него принадлежат сразу группе специалистов.

Авторское право возникает и начинает охраняться в момент создания произведения. Никакой специальной регистрации или формализации не требуется. Авторские права нигде не патентуются. Любая организация, обещающая вам сделать это, просто пытается на вас заработать — доказательное значение полученного от любой организации документа может иметь значение только в качестве косвенного доказательства той даты, когда лицо, претендующее на статус автора, принесло свой результат интеллектуальной деятельности в такую организацию и заявило о том, что оно-то и является его автором.

☝ Важно, что охраняются как обнародованные произведения — то есть произведения, которые стали доступны публике (например, в результате их опубликования), так и необнародованные, например, если произведение создано и положено автором в стол. Авторское право — исключительное право и личные неимущественные права на него всё равно возникли.

Идея не охраняется

Идея — эфемерная субстанция. Именно по этой причине она не охраняется, ведь одна и та же идея может быть реализована миллионом разных способов. Но стоит придать идее объективную форму выражения (например, оформить сценарную заявку, синопсис, тритмент, сценарий), как из идеи получается произведение — вполне охраноспособный объект. При этом в произведении, конечно же, должна присутствовать такая черта как творческая новизна.

Считается, что все произведения по умолчанию являются результатами творчества, хотя всем ясно, что идея «снять фильм о любви», например, даже будучи записанной на бумаге, всё равно не может охраняться. Поскольку никакой объективной формы, выражающейся в оригинальном воплощении этой идеи, так и не появилось.

Как было указано выше, автору принадлежит право на имя и право авторства. Реализуются они путём предоставления законом возможности указывать себя в качестве автора произведения, например, с использованием имени или псевдонима, а также использовать произведение анонимно, то есть без указания имени. Правда, злоупотреблять использованием псевдонимов тоже не стоит, ведь в случае спора придётся доказывать не только то, что произведение было создано конкретным лицом, но и то, что псевдоним используется именно этим автором.

Знак «копирайта»

Известный знак охраны прав — латинское С в окружности — ©, вопреки досужему мнению указывает не на автора, а на обладателя исключительного права на произведение. По этой причине ставить такой знак охраны правомерно может только лицо, которое является обладателем исключительного права: первоначально — автор, а в последствии, если заключён договор, например, продюсер. Ещё раз стоит напомнить, что автор от этого не перестаёт быть автором — ведь заключив договор об отчуждении исключительного права на произведение, автор лишается только возможности использовать произведение, но вовсе не права требовать указывать себя в качестве автора и признаваться им.

Читайте так же:
Для чего регулируют развал схождение

☝ Подписывать создаваемые произведения очень важно, поскольку по закону лицо, которое указано обычным образом на экземпляре произведения, считается автором, пока не доказано иное. По этой причине это самая доступная форма «обеспечения» собственного авторства.

Нет никакого заранее установленного списка подходящих доказательств, суды тоже не имеют в этом плане никаких приоритетов, ведь главное, чтобы доказательства были достоверны, допустимы с точки зрения закона, достаточны для вынесения решения в своей совокупности, а также относимы к конкретному делу.

  • исходники работ (например, черновиков, эскизов, негативов плёнок, исходных фотофайлов и т. п.) — их наличие позволяет сделать суду вероятный вывод о том, что перед ними действительно автор.
  • документы, подтверждающие дату создания произведения (например, почтовые конверты, содержащие вложение внутри с почтовым штемпелем),
  • документы от нотариусов, свидетельские показания и даже заключения автороведческой или искусствоведческой экспертизы.

Стоит отметить, что защита в суде — это, в первую очередь, проблема доказывания.

Исходя из указанного выше, крайне желательно сохранять первоначальные экземпляры произведения, на которых можно будет обнаружить дату и указание автора. Уже сказали про почтовые конверты — старый «дедовский», но до сих пор работающий способ обеспечения доказательств — это направление писем самому себе. А внутри может лежать диск, флешка, бумага с записями — что угодно, некое сопроводительное письмо, указывающее на содержание вложения и авторский статус. Разумеется, при получении конверта не стоит его на радостях открывать — это страховка на случай возможного спора.

Кстати, с развитием технологий стало возможным отправлять и электронные письма. Да-да, доказательства в электронной форме уже давным-давно применяются судами, в этом нет ничего удивительного. Если вы не делаете тайну из своего произведения, то его можно разместить на каких-либо ресурсах, сопроводив подписью и иной информацией об авторском праве (например, правилами его использования, контактными данными автора и т. п.).

В последнее время популярны и другие способы подготовки доказательств, например, с привлечением нотариусов.

Внутренний конфликт: неконкурентные блага в цифровой экономике

Американский экономист и лауреат Нобелевской премии Пол Ромер еще на заре информационного капитализма выделил его ключевое отличие от капитализма традиционного. В исследовании «Endogenous Technological Change», которое было опубликовано в 1990 году, он показал: если традиционная экономика основана на производстве материальных вещей и оказании услуг, то цифровая экономика создает информационные продукты, которые априори лишены материальных характеристик.

Речь идет о том, что вещь совсем не то же самое, что файл. У файла нулевые предельные издержки, а у любой вещи такие издержки есть всегда. Более того, вещь, в отличие от файла, стареет, она занимает определенное место в пространстве, у нее есть четко очерченные физические границы и так далее. Иными словами: то, что работает для материального объекта, совсем необязательно будет так же применимо к объекту нематериальному.

«В экономике есть традиционное разграничение благ на конкурентные и неконкурентные. Конкурентные — это блага, которые стали «моими». Скажем, если я ем яблоко, никто другой больше не может его есть. Неконкурентные блага — это блага, которые потребляются совместно. Например, воздух или общественная безопасность. И вскоре оказалось, что и цифровые блага в рамках цифровой экономики являются неконкурентными. Но вместо того, чтобы распределять их свободно, на них по старинке стали налагать права собственности. Это и создало внутренний конфликт» — объясняет Иван Каменев, кандидат экономических наук, научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН.

Читайте так же:
Как правильно отрегулировать карбюратор на бензопиле хускварна 365

Фактически, цифровой капитализм привел к тому, что традиционное «владение» любой информацией, попавшей в интернет, оказывается под вопросом. Этот продукт не обладает стандартными материальными характеристиками и подчиняется другим экономическим законам, а значит и другим принципам рентабельности: ценным становится не одноразовое приобретение, а регулярный и свободный обмен.

Именно здесь и вскрывается неэффективность существующей системы авторского права. Ведь эти нормы не совпадает как с логикой цифровых технологий, так и с основаниями цифрового капитализма как такового.

«Например, в том же Тик-Токе используются фрагменты музыкальных произведений. Очевидно, что договариваться с каждым правообладателем отдельно о том, чтобы использовать десятисекундный кусочек его песни — это просто нереальные трансакционные издержки, — замечает Алина Акиншина, генеральный директор компании «Онлайн Патент». — Поэтому становится ясно, что чем больше создается контента, тем проще и пластичнее должны быть механизмы защиты авторских прав».

Доказательства наличия авторских прав

Поскольку авторские права (за исключением прав на программы для ЭВМ и базы данных) в РФ не регистрируются, эффективная защита авторских прав невозможна без доказывания наличия права на защиту этих прав у лица, обращающегося за защитой в суд.

Собственно, в предмет доказывания по делам о защите исключительных входят: наличие у истца исключительного права или права на предъявление такого требования [3] и непосредственно факт использования объекта интеллектуальной собственности ответчиком.

Поэтому крайне важно заблаговременно предпринять меры по фиксации наличия своих авторских прав — до возникновения проблемных ситуаций, когда такое доказывание может стать затруднительным.

Такими способами обеспечения доказательства авторства и наличия исключительных прав, в частности, являются:

  • Указание имени автора на экземпляре произведения при опубликовании;
  • Обнародование произведения под своим именем;
  • Подготовка письменных доказательств (например, договор о предоставлении права использования произведения);
  • Нотариальное удостоверение с фиксацией на дату предъявления документа; ;
  • Иные способы.

Некоторые доказательства авторства не требуют какой-то отдельной сложной процедуры, а возникаются непосредственно в ходе рабочего процесса. Так, фотограф может доказать своё авторство при предоставлении оригинальных полноразмерных необработанных фотографий (и не обязательно RAW), предоставления доказательств наличия у него резервных копий файлов в онлайн-хранилище на более раннюю дату и т.п.

Подробнее о способах обеспечения доказательств авторства — в материале «Обеспечение доказательств авторства».

    Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав, Российская юстиция, № 11, 1999 под. Ред. Ю.К. Толстого, А. П. Сергеева, Гражданское право, СПб, 1996 — С 240 В силу п. 70 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», «При предоставлении третьему лицу права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по лицензионному договору или при передаче третьему лицу исключительного права по договору о его отчуждении право требования возмещения убытков, причиненных допущенным до заключения указанного договора нарушением, или выплаты компенсации за такое нарушение не переходит к новому правообладателю. Соответствующее требование может быть заявлено лицом, которое являлось правообладателем на момент совершения нарушения».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector